Кругосветное путешествие на велосипеде. Кругосветные велосипедные путешествия. Вокруг света на велосипеде. Объехать мир. История. Реальность. Погиб смертью храбрых, совершив ряд подвигов

Я думаю, абсолютно каждый велотурист в глубине души мечтает объехать на велике наш шарик по окружности. К счастью, мечты эти претворить в жизнь не так сложно.

Я читал, что по статистике больше всего кругосветных путешествий совершается именно на велосипеде. В отличии от передвижения на общественном транспорте, мотоцикле или автомобиле, для велопутешествия требуется очень малый бюджет.

Даже сейчас, когда вы читаете эти строки, в мире путешествует много велосипедистов-кругосветчиков. У каждого свой стиль движения, свой подход к Дороге. Кто-то максимально погружается в путешествие, стараясь вникнуть в суть проезжаемых стран, а кто-то наоборот — стремится объехать Землю как можно быстрее.

Сегодня я расскажу вам про одно невероятное кругосветное путешествие. Невероятное, потому что англичанин Майк Холл совершил его за три месяца, причем абсолютно без поддержки! За ним не ехала машина с веломеханиками и съемочной группой. Он спал в палатке, ел в придорожных кафе.

Майк был один на этом огромном пути, всё, что у него было для связи с людьми — это мобильный телефон.

А чтобы вообще вас убить, скажу, что Майк проехал ~29 000 км за 91 день. Да-да, вы не ослышались, он делал каждый день в среднем 318 км на двух колесах. Наверно, человеку, не катающемуся на велосипеде проще поверить в это, чем велосипедсту, прекрасно знающему на собственной шкуре, что такое каждая сотня километров.

Майк Холл был одним из девяти путешественников, отправившихся в World Cycle Racing Grand Tour в феврале 2012 г. из Гринвича, Лондон. По сути — это своего рода гонка, в которой главной целью являлось не только объехать шарик по окружности, но и вернуться домой раньше всех.

Майк сказал тогда: «Победит не тот, кто быстрее всех едет, а тот, кто быстрее всех живет». Второй амбициозной целью велопутешественников было побитие рекорда другого британца Алана Бэйта, который совершил кругосветку за 106 дней.

Друзья, кто хотя бы ездил несчастный двухсоткилометровый марафон, вы только себе представьте, что такое 300 км ежедневно, в любую погоду, в течении трех месяцев. Невзирая на усталость, наплевав на боль. Минимум сна, постоянное чувство голода (никакими обедами не покрыть такой дефицит калорий). Иногда он настолько уставал, что садясь вечером писать смс семье, находил себя утром в той же позе, с телефоном в руках.

Как по мне — я даже сначала подумал, что это фейк, не способен на такое человек. Однако рекорд официально зафиксирован, и я думаю, что Майк не мухлевал, подбрасываясь на попутках и автобусах. 🙂

Дело еще и в том, что это мероприятие весьма странно засчитывает время, проведенное в пути. Почему-то берется в учет только дни, когда путешественники двигались на велосипедах, тогда как дни отдыха не учитывались. Фактически, Майк затратил на свой путь 106 дней. В принципе, всего 15 выходных на 91 день движения — это мелочь, но всё-таки.

Сам велосипедист говорит: «Вы можете проехать быстрее, чем за 91 день, но скорее всего и на отдых потратите больше».

Так же не слишком понятно с маршрутом. Книга рекордов Гиннеса учитывает только протяженность и направление, но не принимает во внимание время, потраченное на переезды между континентами.

Вот типичный день Майка Холла в путешествии. Подъем в 5 утра, сборы, нехитрый завтрак. Он старался сделать первые 150 км до трех часов дня, и тогда основательно пообедать. Вообще, основной проблемой в походе оказалась еда, потому что калорий тратилось очень много, а качественно пообедать удавалось не всегда.

Майк ехал налегке, почти без багажа, и уж тем более без запасов провизии. Ему приходилось полностью рассчитывать на попадающиеся в пути кафе и рестораны.

Иногда он не укладывался в свой график, и тогда приходилось нагонять: ехать весь день, вечер и ночь. Только в четыре часа утра он где-то останавливался, падал замертво, и через пару часов снова был в пути.

Однажды в Австралии он заболел, и это притормозило его, не позволяя проезжать по 300 км за день. Тем не менее Майк терпеливо пробирался вперед, не теряя ни дня на отдых и восстановление. «Остановка бы меня убила», — говорил он после, — «Это было бы признанием того, что я сдался».

В Штатах Майк позволял себе останавливаться в мотелях, потому что стоимость подходила под его бюджет, но это же и задерживало его. Вставать с теплой постели всегда труднее, чем выбираться из промерзшей палатки.

Майк Холл проехал этот путь на карбоновом циклокроссовом велосипеде с карбоновыми же колесами. Он утверждает, что карбон — идеальный материал для дальнобойных путешествий. У него было всё — стальные рамы, алюминиевые, титановые, и все они ломались и трескались через несколько десятков тысяч км жесткой езды.

Единственное, чтобы изменил он в своем железном коне — это жесткую вилку на амортизатор и геометрию на более туринговую.

Интересный факт — одного комплекта тормозных колодок хватило на 25 000км! Это только подтверждает постулат: «Тормоза придумали трусы». 🙂 Не тормози, и колодки будут целы.

Как ни странно, Майк выехал в такой путь отнюдь не на седле Brooks, хотя и хотел его купить для путешествия, но как-то не сложилось. Поэтому он ехал на обычном спортивном седле, и это его ничуть не смущало. Железный зад, что тут возьмешь. 🙂

Полный вес его транспорта, включая багаж и сам велик составил всего-то 18кг. Удивительно, обычно такой вес у путешественников уходит только на сумки с багажом. Впрочем, именно такой облегченный подход и позволил Майку идти в таком высоком темпе.

Вот такие люди ездят на велосипедах! Представить масштаб данного велопробега сложно, представить себя на месте Майка — не реально! Меня очень удивляет его мотивация и целеустремленность — ведь стоило ему хоть немного выбиться из графика, как дневной километраж возростал.

То, что он смог проехать за 91 день 29 000 километров — потрясающе. Я не знаю, какое здоровье нужно иметь для этого. Все марафоны, соревнования IronMan блекнут перед таким достижением.

Карта — кликабельно:

Конечно, я восхищаюсь Майком лишь со стороны, лично мне не слишком интересно было бы пролететь по земному шару на велосипеде, не останавливаясь. Просто чтобы установить рекорд, который наверняка побьют через год-другой.

Я люблю погружаться в дорогу, а не преодолевать её. Если бы я вышел в кругосветное путешествие, то оно бы длилось много лет, ведь нужно понять каждое место, познакомиться с людьми, почувствовать культуру.

Но в любом случае — каждому свое. Я желаю Майку новых рекордов, уверен, что он ни в коем случае не остановится на достигнутом.

Что вы думаете на счет физической и моральной формы Майка Холла? Как нужно тренироваться, чтобы ехать по 300 км каждый день, какую мотивацию надо иметь, чтобы не послать всё подальше через пару недель?

Количество кругосветных путешествий, совершенных на велосипеде разными людьми, уже давно не поддается никакому исчислению. При этом каких только маршрутов и вариаций не придумывали себе люди, чтобы сделать свое путешествие уникальным. Вы, конечно, думаете, что нужна нехилая сила воли и закаленное нагрузками тело, чтобы бросить все и отправиться на несколько лет колесить по свету. Однако все путешественники говорят одно: в поездке нет ничего сложней, чем бумажная рутина, а именно: визы и деньги.

Кругосветным считается путешествие, при котором человек пересек все меридианы. Теоретически, к такому путешествию можно отнести прохождение окружности одного из полярных кругов, но практически это никому не интересно. Позже, чтобы задать какую-то точную величину кругосветкам, решили, что протяженность маршрута должна составлять не менее 37 тысяч километров, что равно длине тропику Рака. Тропик Рака - это пояс, параллельный экватору, расположенный на максимальной широте, где солнце в полдень может подняться в зенит.


Первым велосипедистом, совершившим кругосветку, был великобританец Томас Стивенс. Томас отправился в путь в Апреле 1884, в 32 года, на своем пенни-фартинг. Пенни-фартинг это модель велосипеда, у которой диаметр переднего колеса в 5 раз больше заднего. С собой у Томаса были только 2 пары носок, запасная рубашка и револьвер «Смит Вессон» 38 калибра. По славной традиции отказа в путешествии по России, Томас был вынужден заменить поездку по Сибири на Афганистан, откуда местные власти выгнали его в Индию. И только в Индии путешественнику оказали радушный прием и сделали приглашения как другу шаха. Через два с половиной года Томас вернулся на родину, отправную точку путешествия, и тут же женился. Томас умер в 81 год от рака и оставил в наследство человечеству 3 книги.


В 1911 году в гонку кругосветных путешествий на велосипеде вступает двадцатипятилетний русский пожарник из Казани Анисим Панкратов. Анисим стартовал в Харбине, пересек Россию, проехал по большинству стран Европы, Америку по маршруту Нью-Йорк - Сан-Франциско, затем в Японию и обратно в Китай. Финишировал Анисим через 2 года, проехав более 30 тысяч километров.

А дальше пошло-поехало. Первая женщина, совершившая кругосветку на велосипеде, первое путешествие велосипед + каяк, первое путешествие по береговой линии материков, первое путешествие с детьми на велосипедах… Интересно, что всех этих путешественников ничто не объединяет: разные страны, разные возраста, разное отношения к жизни, разная цель путешествий…


Сальва Родригез, школьный учитель физкультуры из Испании, в 2006 отправившийся в путешествие и объехавший весь мир, говорит: «Каждый месяц что-нибудь да ломается: в этот месяц - шатун, в другой - багажник, в третий - сидение, потом еще что-то…. На сегодняшний день на моем велосипеде родные детали из Испании остались - только передняя вилка и рога от руля. Все ломается, но все можно заменить».

Сальва, как и все путешественники, которым доводилось проехаться по России, столкнулся не только с радушием, но и с агрессией. Беда случилась в Шилке, в 200 километрах от Читы: «За четыре года меня не единожды останавливали местные жители в разных странах и просили денег, показывая жестами: «Дай на еду», - рассказывает Сальвадор. - Но со всеми этими людьми у меня каждый раз получалось договориться, потому что у них в глазах было что угодно: голод, бедность, хитрость, но не было агрессии. Я им говорил примерно следующее: «У меня деньги есть, но только на пропитание. Если я отдам их тебе, то я не смогу ничего купить, и тогда буду просить еду у тебя. Давай лучше останемся каждый при своем». И эти попрошайки и в Африке, и в Индии, и где угодно понимали меня. Но здесь, у вас…. У этих двоих в глазах не было ничего кроме агрессии. С ними невозможно было ни о чем договориться. Но если бы я им дал сто рублей, они бы отняли все остальное». Денег Сальва не дал, вандалы протаранили заднее колесо байка и скрылись. Но и Россия не без добрых людей: Сальву и его сломанный велосипед подобрал участливый водитель и довез до Читы, где у путешественника были русские друзья-велосипедисты, которые помогли с ремонтом. А пока у Сальвы на велокомпьютере 88 000 километров.

Другой велосипедист, американец Стив Акерман путешествует по миру на велосипеде с ручным приводом. В 1987 Стив получил травму и стал инвалидом. Однако чем больше он встречал таких же как он людей, тем больше понимал, что за свободу нужно бороться. В 1994 Стив и целая команда хенд-сайклеров (спортсменов на велосипедах с ручным приводом) стартовали в США, чтобы, преодолев весь мир, через 250 дней вернуться на исходную точку. Через Гоби, Китай, Россию, в снег и солнце Стив крутил педали во имя жизни и свободы.


Бывший миллионер Януш Ривер, выйдя на пенсию, решил на сто процентов изменить свою жизнь. В 2000-м он отправился колесить по свету при условии, что будет тратить не более двух долларов в день: «Сколько на свете бедных людей, которые из-за недостатка средств нигде не бывали. Решил доказать им, что и на старости лет (к моменту начала первой кругосветки Янушу было 65) можно увидеть мир, не имея состояния. Принципиально решил тратить в день не более 2 долларов. Когда я обратился к директору банка, который хорошо меня знал, с просьбой, чтобы с моего счета ежемесячно переводили по $60 в ту страну, где я буду находиться, он заявил, что это невероятно и что я, наверное, пьян. На Кубе мне хватило на месяц 5$. Ни в одной стране мира я не истратил больше 60$. В Белоруссии я потратил за 2 месяца 20 долларов». В 2004 Януш, будучи на Украине, рассказывал: «Пограничники поздравили меня и пожелали счастливого путешествия. Но этим дело не закончилось. Повели завтракать. А потом пошло со всем украинским гостеприимством: "за Вас, за нас и за спецназ". Семь дней был пьяным. На 6 килограммов поправился за время пребывания на Украине».

А теперь нужно представить, что каждая такая история - это всего лишь одна из миллиона подобных историй, когда такие же, совершенно обычные люди, ограниченные в средствах, времени, возможности перемещаться, просто срывались с места во имя мечты. Это значит только то, что исполнение желаний доступно каждому.

Кругосветное путешествие на велосипеде Онисима Панкратова

Способов путешествовать великое множество. Цели пути у каждого разнообразны. Кто-то пешим отправился в горы. Другой сел в лодку и ушёл в кругосветку. А кто-то взял велосипед и отправился в путь по ближайшему парку. Нам не сидится на месте. Мы отправляемся в путь. Человек – путешественник. Мы путешествуем постоянно и ежедневно. Желание изменить привычный маршрут, тяга к новому, к приключениям – всё это с нами и в нас. Это – Мечта. Мечта зовёт нас в дорогу.

Онисим Панкратов. Начало путешествия

В начале двадцатого века первым россиянином, который совершил кругосветку на велосипеде – был Онисим Панкратов.
Его путешествие началось из Харбина в 1911 году. Онисим скопил денег (велосипед в те времена, средство передвижения не из дешёвых) и получив разрешение от властей Российской Империи на подобное мероприятие, отправился из восточной части континента в своё путешествие, намереваясь вначале достичь Санкт-Петербурга.

Официальные власти достаточно долго решались выдать на данное путешествие разрешение. Так как в те времена, районы Сибири были не так обжиты, как сейчас. И мероприятие могло быть опасным для самого путешественника. Только после подписки о том, что Панкратов снимает с себя всю ответственность за любые риски, связанные с велопробегом, было выдано разрешение от властей на осуществление планов спортсмена.

Онисим представлял трудности своего маршрута. Но он с детства увлекался борьбой, а его отец воспитал в нём человека, крепкого духом и физически развитого.
Сибирское бездорожье, нападение грабителей, дикие звери и даже крестьяне глухих деревень, бывало встречавших путника градом камней или сворой собак – лишь малая толика всех невзгод и несчастий, которые выпали на долю самоотверженного путешественника. В районе Камска в Панкратова стреляли из револьвера. А чтобы проехать через глухую тайгу, Онисиму пришлось ехать по шпалам железной дороги. Выехав из Харбина в начале лета, в Петербург путешественник добрался лишь только к глубокой осени в ноябре.

Первый краудсорсинг

Добравшись до столичного города, отважного туриста ждала приятная новость. Любители велоспорта собрали для него деньги на продолжение путешествия. По сути - это первый известный краудсорсинг. Сбор добровольных пожертвований на подобное мероприятие. Выехав из Петербурга, далее, Панкратов выбрал не кратчайший дальнейший маршрут. А сложный и трудный, охватывающий почти все страны Европы. В пути велотурист зарабатывал на хлеб насущный тем, что участвовал в велопробегах и в соревнованиях по борьбе.

Также ему оказывала помощь и русская общественность. Живущая заграницей. В частности, жена М.Горького и известный беллетрист А. Амфитеатров не остались в стороне от помощи соотечественнику.
Переправившись пароходом через Атлантику в Новый Свет, Панкратов пересекает американский континент. Маршрутом Нью-Йорк - Сан-Франциско. Отсюда – пароходом в Японию. А после - в Китай. Проехав последний, Панкратов достиг начальной точки своего пути – Харбина.
За время своего путешествия Панкратов сменил 53 покрышки, 11 цепей, 2 руля, 4 седла и 750 спиц. Общая протяжённость велопробега составила более 50 тыс. км.

Постскриптум

P.S. Кругосветное путешествие на велосипеде, на сегодняшний день – событие нередкое. Но и сейчас устанавливаются рекорды.
Так, например, в сентябре этого - 2017-го года, шотландец Марк Бомонт установил мировой рекорд, обогнув земной шар на велосипеде всего за..79 дней. Побив достижение героев книги Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Велопробег Бомонта внесён в Книгу рекордов Гиннесса. Как и второй рекорд шотландца, установленный во время этого велопробега. За первый месяц Марк Бомонт проехал 11 тыс.315 км.

Можно ли объехать мир на велосипеде? История. Практический опыт тех, кому это удалось. (10+)

Кругосветные путешествия на велосипеде. История

Даже несмотря на то, что в нашу жизнь все больше входит новых технологических новинок, мы не спешим забывать о таком превосходном экологическом средстве передвижения, как обычный велосипед. Конечно, они тоже изменяются, причём не только внешне, но и внутри, сложно назвать их аналогом того, что было ещё несколько десятков лет назад, но до сих пор велосипеды остаются нашим надёжным двухоколесным другом. Мало того, данное средство для передвижения - это превосходный вариант для увлекательного времяпрепровождения, укрепления мышц и коррекции фигуры. Если хоть раз Вы оседлаете велосипед, то скорее всего Вы намотаете на нем далеко не один километр.

История кругосветных велосипедных путешествий

Томас Стивенс

Томас Стивенс был первым человеком, который совершил на велосипеде кругосветное путешествие. Ещё в юности он увлекался книгами о путешествиях. В 1872 году его семья мигрировала в США Сан-Франциско, где он впервые сел на велосипед. Даже работая в шахте, он продолжал мечтать о путешествиях, примерно в это время у него и возникла идея на велосипеде отправится в путешествие по миру. В 1884 году его мечта сбылась. Томас купил пенни велосипед (фартинг с большим передним колесом), взял небольшое количество вещей и отправился путь (он не забыл взять с собой и Smith & Wesson 38-го колибра). Он преодолел 3700 миль, пересёк весь Североамериканский континент и остановился в Бостоне. В этом городе он стал корреспондентом одного местного журнала. Но через некоторое время он решил осуществить свою мечту: совершить на велосипеде кругосветное путешествие.

В 1885 году (весной) из Нью-Йорка он отплыл в Ливерпуль, а потом пересёк Англию на велосипеде. После этого на пароме Стивенс попал во Францию, проехал через всю Европу и остановился в Стамбуле. Затем, преодолев Босфорский пролив, очутился в Малой Азии. Таким образом, до окончания 1885 года он побывал в Курдистане, Турции, Армении, Иране и Ираке, где по приглашению шаха остался на зиму. Он планировал проехать через Сибирь, но чиновники из России не выдали ему на это разрешения. В 1886 году (весной) он прибыл в Афганистан, но там был арестован, после чего выслан из страны. Поэтому ему пришлось совершить петлю на корабле из грузинского Батуми через Суэцкий канал, таким образом, он оказался в Индии. Затем был Сингапур, Вьетнам, Китай, Япония. На корабле из Йокогамы зимой 1886 года он вернулся в Сан-Франциско. Таким образом на велосипеде он преодолел 13,5 тысяч км. При этом он не владел никаким из иностранных языков, у него было минимальное количество средств. Но, преодолевая огромные трудности и ощущая враждебность в некоторых странах, Томас Стивенс смог совершить на велосипеде первое кругосветное путешествие. Причём оно официально зарегистрировано в разных географических организациях и обществах.

Онисим Петрович Панкратов

Это было первое велосипедное кругосветное путешествие, совершенное россиянином. В 1913 году 10 августа в Харбине произошёл финиш велосипедного кругосветного путешествия, которое совершил Онисий Петрови Панкратов, возвраста 25-ти лет. Путешествие продолжалось 18 дней и 2 года. Этот человек выбрал не самый короткий, а довольно трудный и сложный маршрут, который охватывал практически все европейские страны. В июле 1911 года он выехал из Харбина, а в конце ноября он уже был в Петербурге. После этого его путь пролегал через Кенигсберг, Швейцарию, Италию, Сербию, Турцию, Грецию, а потом вновь Турцию, Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию и Северную Испанию, после чего снова через Францию. Власти из Швейцарии посчитали, что Панкратов безумец. Ведь до этого ни один человек не рисковал проезжать на велосипеде через скалистые перевалы, которые были засыпаны снегом, и на них бывали лишь альпинисты. Панкратова пропустили только тогда, когда он подписал документ, по которому власти освобождались от ответственности за данный рискованный шаг.

С большими трудностями, но велосипедист все-таки смог перебраться через эти высокие горы. После этого он пересёк Италию, побывал в Австрии, Сербии, Турции и Греции. Спал он под открытым небом, довольно часто ел лишь хлеб с водой, но путешествие свое не заканчивал. На пароходе через Па-де-Кале он исколесил всю Англию, а приплыв в Америку - снова сел на велосипед и пересёк по маршруту Нью-Йорк - Чикаго - Сан-Франциско весь американский континент. Далее на пароходе - в Японию. На велосипеде он проехал всю Японию, потом весь Китай, после чего прибыл в Харбин. На велосипеде он прошёл 48 000 км.

Путешествие Онисима Панкратого называли великим. На велосипеде «Грицнер» он замкнул колесо вокруг Земли, а за свое путешествие он поменял 4 седла, 53 покрышки, 2 руля, 750 спиц и 11 цепей.

Барбара Сэвидж

В один прекрасный день молодая американка решила бросить вызов судьбе, вместе с мужем они решили на велосипеде совершить кругосветное путешествие. Они проехали 23 000 миль, увидели 20 стран за 2 года путешествия, пережили множество приключений порой опасных, а порой забавных. А все свои незабываемые впечатления Барбара Сэвидж описала в своей книге под названием «Мили ниоткуда».

Марк Бомонт

Самое быстрое велосипедное кругосветное путешествие совершил Марк Бомонт из Британии. Он в одиночку земной шар обогнул на велосипеде за 195 дней. Стоит уточнить, что это число было на 81 день быстрее, чем прежний рекорд. Житель шотландского округа Файв 25 лет у Триумфальной арки в Париже пересёк финишную линию собственного велопробега. Его путешествие составило 18 000 миль (примерно 29 000 км), а началось оно 5 августа 2012 года. В маршрут велогонки вошло 20 стран, в число которых был Пакистан, Малайзия, Австралия, США и Новая Зеландия. Велосипедиста у финишной линии встретили его 2 сестры и родители. Уна, мать Марка Бомонта, координировала маршрут путешествия, она организовывала визы, авиаперелеты, сервисное обслуживание велосипедиста.

Кругосветное путешествие. Реальность?

Конечно, это далеко не все примеры совершенных кругосветных велосипедных путешествий. Тем более, что велосипед можно купить практически везде, а с приходом глобальной сети Интернет в нашу жизнь - это стало вообще довольно просто. Многие продавцы смогут предложить Вам и сопутствующие товары: велосипедный костюм, наколенники, шлем и т. д.

Как говорится, самое главное, это желание, с ним возможно осуществить любую мечту. Ведь посмотрите на примеры, которые приведены выше. Без желания - вряд ли эти люди смогли бы совершить кругосветное путешествие на велосипеде.

Если Вы все же решились на это невероятное путешествие, то Вам надо будет позаботиться о визах для стран, которые Вы собираетесь посетить, о том, как будут осуществлять перелёты или поездки на теплоходах/паромах и многое другое. Не думайте, что это слишком просто. Но, с другой стороны... Все в Ваших руках!

Недавно известный путешественник Владимир Лысенко завершил свое кругосветное путешествие на велосипеде. Начиная с 2006 года, Лысенко пересек Евразию (от Владивостока до Тарифы, Испания ), проехал по Африке (Марокко , Западной Сахаре ), Южной Америке , Северной Америке, Австралии , тихоокеанским островам (Кирибати, Науру ), Новой Зеландии и Австралии. Протяженность маршрута Владимира составила более 40100 км. Лысенко проехал через 25 стран – Россию , Казахстан , Украину , Словакию , Австрию , Германию , Лихтенштейн , Швейцарию , Италию , Францию , Испанию, Марокко, Аргентину , Чили , Перу , Эквадор , Сальвадор , Гватемалу , Белиз , Мексику , США , Кирибати, Науру, Новую Зеландию и Австралию.

Планируя свое путешествие, я учитывал требования, необходимые для каждой кругосветки, - рассказал «Комсомолке» Владимир Лысенко, который, кстати, является президентом Союза Кругосветчиков России (кроме него, туда входят еще около 30 россиян, совершивших кругосветки, в том числе Федор Конюхов, Николай Литау , Сергей Синельник и другие). – Выражаясь простым языком, маршрут должен проходить так, чтобы на маршруте были противоположные точки (прямая, мысленно соединяющая их, проходит через центр Земли). А для сухопутных кругосветок есть еще ряд условий: нужно побывать на всех континентах и частях света (кроме Антарктиды ), причем проехать по каждой из них больше тысячи километров, длина маршрута должна превышать длину экватора и другие.

Стоит ли говорить, сколько интересного встретил и задокументировал сибиряк во время своего путешествия. А специально для «Комсомолки» он рассказал о своих впечатлениях о странах, городах и людях в разных частях света…

Началось все с Владивостока…

"Рассказывать о моем переезде через Россию много не буду. О красотах и проблемах нашей страны и так все знают. Скажу только, что проехал я с самого востока России до самого запада экс-СССР (Ужгорода , Украина) – больше 11 тысяч километров. Разумеется, за это время случалось всякое. Пожалуй, самым трудным участком тура оказалась восточная Сибирь . А точнее – участок между Биробиджаном (Еврейская автономная область) и Читой . Западнее Биробиджана дорога, которая до этого успешно вела меня по городам и весям востока России, здесь… пропала. В общем, пришлось катить на велосипеде почти по полному бездорожью. А затем под колесами затрещала щебенка и трещала (за исключением отдельных небольших кусков асфальта) почти до… Читы.

Впрочем, был у езды по Родине и положительный момент – я очень мало (по сравнению с заграницей) тратил денег. Часто ночевал рядом с дорогой в спальном мешке. Этим Россия и отличается от стран Европы , Северной Америки, Австралии – там за сервис приходится выкладывать большие деньги… но он высокого уровня.

Выбравшись из объятий своей страны, я попал в руки братской Украины. Этот участок я проехал без особых приключений и впечатлений. Правда, там меня застала суровая осень – дорогу, начиная от Ровно, постоянно заметало снегом, и мне, как велосипедисту, пришлось несладко. А вот Западная Европа (уже в летнее время) меня приняла более радушно – её я пересек до Гибралтарского пролива.

Европа

Впечатлений от Европы масса, но все их пересказывать, наверное, не имеет смысла – россияне часто туда ездят, и местную величественную архитектуру нужно просто увидеть! Впрочем, в Европе я был уже отнюдь не в первый раз, и все эти красоты уже так не поражали мое воображение. Я, вообще, не стремлюсь бывать в одних и тех же местах много раз. Запомнилось другое. Известно, что почти везде в Восточной Европе к советскому наследию относятся, мягко говоря, прохладно. И тем удивительнее мне было увидеть десятки монументов советским воинам в Словакии! Даже в России сейчас так не заботятся о памятниках героям Великой отечественной войны, а здесь и за монументами ухаживают, и вообще чувствуется уважительное отношение.

Кстати говоря, отголоски советского наследия я встречал и на Западе Европы. Однажды я был жутко удивлен, когда увидел нечто вроде каменной стелы, установленной на границе Франции и Италии – на ней была намалевана красной краской советская звезда и… серп и молот! Откуда тут взялся этот советский атрибут, я так и не выяснил, так что интрига остается по сей день…

Если же вкратце рассказывать о моем велопробеге через Европу, то я бы особо выделил несколько вещей. Во-первых, для путешествия по Европе вполне достаточно знать только английский язык, а для путешествия по Испании (как, впрочем, и по Южной и Центральной Америке), кроме английского, желательно обладать некоторыми знаниями испанского (впрочем, отдельные наши соотечественники не знают ни одного, ни второго языка, но, тем не менее, успешно путешествуют). Причем азы испанского даются очень легко: со своими «Cuanto cuesta?» (сколько стоит?), «Donde el hotel barato?» (где дешевая гостиница?) и еще десятком подобных фраз я с успехом побывал не в одном испаноязычном государстве. Говоря откровенно, общих познаний в английском и испанском вполне хватает, чтобы объехать… весь мир. Все-таки в космополитичное время живем!


Африка

Но, как я уже говорил, в Европе (до велокругосветки) я уже бывал неоднократно и с ней был знаком достаточно хорошо. А вот куда мне действительно хотелось попасть – так это в Марокко! В свою прошлую кругосветку на автомобиле я пересекал Африку от ЮАР до Египта , от Ливии до Сенегала , но попасть в Марокко не получилось (граница между Алжиром и Марокко была закрыта). А в этот раз я решил проехать именно по Марокко и Западной Сахаре.

Еще в аэропорту «Толмачево » мой взгляд упал на стенд с разными путеводителями и буклетами. Увидев книжку о достопримечательностях Марокко, я, взял ее про запас. Так и случилось, что из всех 25 стран, которые я объехал в своей кругосветке, мой тур по Марокко получился самым «экскурсионным». И впечатлений действительно было море!

В основном Марокко удивило меня своими контрастами. Как-то странно было видеть в центре города (например, Касабланки ) современные небоскребы, ближе к окраинам – средневековые кварталы (в Марокко такая старая часть города, построенная во времена арабского владычества. называется «медина », слово «медина» (аль-мадинат) в современном арабском языке означает просто «город», и такой квартал есть во многих марокканских городах), а в самих мединах – еще более древние крепостные кварталы, называемые «касба» (от араб. «касаба » – «крепость», «поселение», «цитадель», первоначально это была самая старая или укрепленная часть города, резиденция правителя). А в сельской местности я видел земледельцев, которые используют для вспашки полей… быков и самый примитивный плуг. Как будто последняя тысяча лет прошла мимо этих мест…

И чем дальше я ехал в сторону Западной Сахары, тем примитивней и колоритней становились эти места: зелень постепенно исчезала, уступая место могучим пескам, которые то и дело заметали дорогу, преграждая мне путь. И все-таки эта часть моего путешествия была одной из самых интересных. К примеру, мне довелось повидать тот самый обветшалый дом, в котором когда-то жил Антуан де Сент-Экзюпери и писал здесь свой первый роман. Дальше я ехал по Западной Сахаре вдоль побережья. Здесь и закончился мой «африканский» маршрут.


Америка

В Аргентину я прибыл в середине октября. Думаете, в эту пору там было жарко? Сильно ошибаетесь… Тот, кто бывал в южном полушарии, меня поймет – ведь там чем южнее, тем… холоднее из-за близости к Антарктике . Поэтому в Аргентине прошла самая «прохладная» часть моего путешествия. Посещая редкие городки, я катил по бескрайним и почти безжизненным из-за постоянного холода землям Патагонии, пока не доехал до высоких гор. Пришлось перебираться через Анды, поднявшись на велосипеде на высоту 3 км – здесь сквозь горный хребет, из Аргентины в Чили, вел тоннель Христа Спасителя. Я уже было изготовился нырнуть внутрь, как вдруг ко мне оперативно подъехали молодчики на грузовичке, погрузили мой велосипед к себе и… благополучно перевезли меня на ту сторону. Совершенно бесплатно! Такой сервис меня, признаться, даже тронул. А дальше был головокружительный и восторженный спуск с трехкилометровой высоты по крутым серпантинам.

В Чили меня больше всего интересовала пустыня Атакама . А в ней – странные идолы Дейдадес Тутеларес якобы индейского происхождения, которые там стоят. Что это такое и откуда взялось, я так доподлинно и не узнал, но найти сильно хотелось. Мне удалось узнать координаты сразу двух мест в пустыне, где могли бы стоять эти истуканы. В первом месте я безуспешно проплутал около часа. А во втором все-таки нашел то, что искал, и с легким сердцем отправился дальше: ведь для путешественника главное побывать там, где еще не был, и увидеть то, чего еще не видел… А далее были пустынные и горные участки Перу и Эквадора… Проехал я и по эквадорским Галапагосским островам.

Затем я оказался уже в Северной Америке. О южных странах этого континента много говорить не буду – Сальвадор и Гватемала запомнились по большей части спокойными дорогами и красивыми видами. Потом была еще одна страна, в которой я очень хотел побывать – Белиз. Это государство долгие годы было «белым пятном» на карте моих путешествий. И, естественно, мне хотелось этот пробел восполнить. И Белиз мне очень понравился – любопытство мое было настолько сильным, что впечатления не испортили ни бедность этой страны, ни ее чрезвычайная провинциальность. Я просто спокойно катил по ухабистым дорогам и смотрел на дивную природу тех мест. Но когда я доехал до Мексики, то… моему спокойствию пришел конец! Только в этой жаркой стране я видел столько нетерпения к велосипедистам со стороны водителей. Кстати, мексиканцы во многом мне очень напомнили… русских! Проехавшись по этой стране, я пришел к выводу, что в нее лучше попадать в качестве обычного туриста, а не велопутешественника. Совсем другое дело – США, где меня сразу же встретила цивилизация – как на дорогах (в качестве отдельных велодорожек), так и в поведении людей (в прекрасном отношении к велосипедистам – здесь многие сами этим делом увлекаются). Можно сколько угодно ругать американцев, но у них не отнимешь законопослушность и высокий уровень жизни.


Австралия

Немало удовольствия и впечатлений получил я и от тура по австралийскому континенту, а также окружающей его Океании . Сперва я высадился в островной стране Кирибати. Это государство уникально тем, что 99% его территории занимает… океан. Дело в том, что Кирибати состоит из нескольких островков, расположенных далеко друг от друга. При этом даже у самого большого по размеру острова Рождества периметр составляет всего сто километров, и я за день объехал этот остров. На нем же я обнаружил не достроенный японский космодром Аэон, взлетная полоса которого была создана еще в 1959 году. Японцы решили начать строительство космодрома на этом месте, так как расположено оно на линии экватора, а значит, легче запускать груз на орбиту. Но дальше запуска болванки -модели дело не пошло…

Дальше было еще одно государство Океании – Науру. Оно вообще состоит из одного-единственного острова, периметром всего 20 км и богатого фосфатами. А потом я проехал по Северному и Южному островам Новой Зеландии. Эта поездка оставила у меня в душе самые наилучшие впечатления! Ехать там было одно удовольствие – полоса отчуждения (шаулдер), по которой едут велосипедисты, на трассах обычно широкая. Удивила доброжелательность водителей-новозеландцев – к примеру, автомобилисты там объезжают велосипедистов и пешеходов за три метра, боясь их сбить. И если здесь сбивают велосипедиста – то это происшествие государственного масштаба!

И, наконец, я прибыл в Австралию. Свой тур по «континенту контрастов» я начал с юго-востока – штата Южная Австралия. Сразу поразило несколько вещей. Например, то, что в каждом, даже самом захудалом, городишке размером в одну-две улицы есть свой музей и информационный центр для туристов – там каждый проезжающий через этот населенный пункт может узнать его историю и получить «карту достопримечательностей». Также поразило в Австралии обилие (практически в каждом городке) мемориальных памятников, посвященных жертвам первой мировой войны (именно первой, а не второй – жертвам второй мировой монументов меньше). Также по пути мне встретились памятники «тяжелой женской доле», коровам, баранам и, конечно же, кенгуру. Правда, была и своя «ложка дегтя» – Австралия оказалась самой дорогой страной в моем путешествии! Ночь в гостинице в маленьком городке обходилась в 60-100 австралийских долларов (которые сейчас, между прочим, стоят подороже американских), в то время как в Европе аналогичные услуги дешевле. Впрочем, мой бюджет выдержал даже это. И, доехав, до городка Баркалдайн (это в Квинсленде , недалеко от Северных территорий), я повернул домой".


«Ищу компаньона, чтобы… переплыть Атлантику!»

Однако велокругосветка – отнюдь не последняя авантюра, которую хочет осуществить путешественник Владимир Лысенко. Его мечта – закончить еще два своих многоэтапных проекта:

Первое: проект «Из недр Земли в стратосферу». Владимир уже спустился на 3,5 км в глубину на дно самой глубокой шахты в мире – «Мпоненг Майн » в Карлетонвиле (ЮАР), проехал на машине от ЮАР до России через Африку и Ближний Восток, и теперь ему (для завершения проекта) нужно подняться на воздушном шаре на высоту 11,5 км. А рекорд России на тепловом шаре – всего 9 км…

Второе: завершить нужно и кругосветку по экватору (с отклонением от него не более 2 градусов). Владимир уже пересек (с запада на восток) Африку (через ДРК (Конго ), когда здесь еще не закончились военные действия), Индийский океан, Индонезию , Тихий океан и Южную Америку (здесь в Колумбии пришлось идти на моторке по территории, занятой партизанами ФАРК – Революционной Армии Колумбии, – которые берут в плен туристов-заложников и требуют за них большой выкуп, причем ночевать пришлось в селениях наркопроизводителей, среди плантаций коки; кроме этого, пришлось в Бразилии идти пешком по джунглям Амазонии ). Владимиру осталось пересечь на яхте Атлантический океан от Бразилии до Габона через точку (0,0) и остров Сан-Томе. Для этого плавания Лысенко ищет напарников-компаньонов, чтобы сообща арендовать яхту.

Справка «КП»

В соответствии с требованиями Союза Кругосветчиков России (СКР), для совершения любой сухопутной кругосветки необходимо выполнить следующие условия:

1 километраж путешествия должен превышать 40 076 км, т.е. длину экватора,

2 путешествие должно проводиться как в северном, так и в южном полушариях,

3 на маршруте должно быть, как минимум, две антагонистические точки – точки, соединенные мысленно прямой, проходящей через центр Земли (например, точки на юге Южной Америки и в Восточной Сибири),

4 необходимо проехать по 6 континентам и частям света (Европе, Азии , Африке, Южной Америке, Северной Америке, Австралии), причем пробег по каждому из них должен быть более 1000 км.

До настоящего времени единственным россиянином-велопутешественником, выполнившим все четыре требования СКР и ставшим первым велосипедистом-кругосветчиком России по версии СКР, был Юрий Мазнев . Теперь к нему присоединился Владимир Лысенко.