Исследовательский проект «Я и художественная гимнастика. Художественная гимнастика. Результат с трудом, болью и улыбкой Спортивная гимнастика в жизни человека

Наталья Таирова
Проект. Физическая культура с элементами художественной гимнастики

Актуальность

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни и занятием спортом – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта, сочетающим в себе балет, танец и акробатику. Спортсмены выразительны в своих движениях, они в совершенстве могут владеть своим телом. Для выражения чувств и эмоций в показательных выступлениях могут использоваться мяч, лента, обруч, булавы, скакалка. С годами арсенал пополнился еще и шарфиками, веерами, вымпелами и флажками.

О художественной гимнастике можно сказать , что она прекрасно сбалансирована в реализации задач развития гибкости, координации движений тела, рук и ног. Это прекрасный вид спорта как для гиперактивных детей, так и для робких и застенчивых.

Цель проекта :

Формирование у детей навыков здорового образа жизни, популяризация занятий физической культурой и спортом через художественную гимнастику .

Задачи :

1. Ознакомление детей с художественной гимнастикой .

2. Укрепление здоровья и физического состояния детей .

3. Поддержание высокого интереса к физической культуре и спорту .

4. Создание эмоционального настроя.

Участники проекта : воспитанники ДОУ в возрасте 6-7 лет, инструктор по физкультуре .

Тип проекта : физкультурно – оздоровительный .

Сроки реализации проекта : 3 месяца.

Этапы проекта :

1. Ознакомительный : беседы и просмотр видеоматериала с детьми о художественной гимнастике .

2. Подготовительный : разучивание с детьми движений с мячом, лентой, обручами. Составление гимнастического упражнения с элементами художественной гимнастики .

3. Заключительный : выступление в отборочном туре спартакиады «Здоровый дошкольник»

Детская художественная гимнастика – это разносторонний и гармоничный вид спорта, здоровье с правильным образом жизни, и самоорганизация, и внешняя красота совершенства форм тела. Задача художественной гимнастики - сделать человека красивым, здоровым, целеустремленным, уверенным в своих силах, самодостаточным и ответственным. Эти прекрасные качества не каждая семья может привить своему чаду самостоятельно.

Художественная гимнастика переживает сейчас настоящий бум! Девочки-гимнастки выделяются на фоне других изысканной грациозностью, изяществом, отточенными движениями, пластикой.

Что дает художественная гимнастика ?

Занятия художественной гимнастикой имеют массу положительных моментов, среди которых :

Красивая внешность спортсменок (подтянутая фигура на долгие годы, ровная осанка, правильная походка) .

Занятия спортом закаляют силу духа, поэтому «художницы » приобретают железный характер и такие качества, как дисциплинированность, стремление к победе, терпение, концентрацию внимания, самостоятельность.

Физическая сила и выносливость .

Развитие музыкального слуха и чувства ритма, потому что все гимнастические элементы на тренировках выполняются под музыку.

Детские педиатры уверены, что регулярные тренировки благотворно действуют на сердечную, сосудистую, дыхательную и вегетативную системы.

Эластичные, отлично растянутые мышцы, позволяют избежать различных травм, которые можно получить вне тренировок.

Умение приспособиться к любым сложившимся условиям.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Физическая культура в ДОУ с учётом ФГОС» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к рассматриваемой проблеме, творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического.

Физическая культура на воздухе Количество часов в неделю: 1 Количество часов в год36 № п/п Темы Цели Планируемый результат 1 Игра «Построим мишке домик». Учить повторять.

Инновационные технологии в области «Физическая культура» Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Федеральные.

Картотека игр по лексической теме «Цирк», ОО «Физическая культура» ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ "ЦИРК" Физическое развитиеМатериал для взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателем детского сада.

Задачи: Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания. Развивать способности детей ориентироваться в.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Рябинушка» Непосредственно образовательная деятельность.

Образовательная область «Физическая культура». Досуг «Зов джунглей» (старший возраст) ЦЕЛЬ: * развивать творческую двигательно-игровую деятельность детей дошкольного возраста; Задачи: -развитие психофизических качеств детей.

ПРОЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ « СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» 2 КЛАСС

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Г. НОВЫЙ ОСКОЛ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» ЗОЗУЛЯ НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

История спортивной гимнастики

Сложно определить, когда гимнастика стала видом спорта. В 1817 году провели публичные состязания в Париже. В Афинах, начиная с 1859 года, не раз пытались возродить античные Олимпийские игры, в том числе и состязания по гимнастике. Как признанный вид спорта гимнастика утвердилась в 1896 году на Олимпийских играх в Афинах. В 1881 году была создана Европейская гимнастическая ассоциация, а в 1897году она преобразовалась в Международную федерацию гимнастики. В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась в конце XVIII века при Екатерине II.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

Правила выполнения

упражнений по спортивной гимнастике

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Мужские упражнения на брусьях сочетают в себе динамичные (вращения, маховые движения) и статичные (горизонтальные упоры, стойки на руках) элементы. Гимнаст должен использовать всю длину снаряда, «работать» над и под брусьями.

Вольные упражнения выполняются на специальном гимнастическом ковре 12 x 12м. Вокруг ковра проходит «граница безопасности» шириной 1 метр. Ковер (шерстяной или синтетический) имеет эластичную поверхность – достаточно плотную для толчков, но, в то же время, обеспечивающую спортсменам мягкое приземление. Вольные упражнения представляют собой комбинацию из отдельных элементов (кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках) и их связок, разных по темпу и «настроению».

По ходу выступления спортсмены должны максимально использовать всю площадь ковра. Оценивается сложность программы и отдельных ее элементов, а также чистота и уверенность исполнения. Не менее важна оригинальность представленной композиции и артистизм спортсмена – особенно у женщин, выступления которых проходят под музыкальный аккомпанемент и включают в себя отдельные танцевальные па, чем во многом напоминают упражнения из художественной гимнастики. Время выступления на ковре ограничено: 1 мин 10 сек у мужчин и полторы минуты у женщин.

Опорный прыжок. Выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры (отсюда и название упражнения). Длина снаряда – 1,6 м, ширина – 0,35 м. Спортсмен разбегается по специальной дорожке длиной 25 м и шириной 1 м, отталкивается ногами от мостика – амортизирующего приспособления высотой 20 см, наклонного к линии разбега, – а затем производит дополнительный толчок руками (у мужчин допускается толчок одной рукой) от снаряда. Исполняемые прыжки могут быть прямые, сальто, с переворотом. У мужчин снаряд устанавливается на высоте 1,35 м параллельно дорожке разбега, у женщин – на высоте 1,25 м перпендикулярно дорожке. Еще одно существенное различие связано с формулой соревнований: мужчинам предоставляется только одна попытка, женщинам – две, по результатам которых выводится средний балл за выполнение упражнения. Оценивается высота и дальность прыжка, его сложность (число оборотов вокруг продольной и поперечной оси), чистота исполнения и четкость приземления.

Упражнения на коне (муж.) – специальном снаряде с ручками, позволяющими выполнять маховые движения ногами. (Тот же снаряд, но только без ручек используется в опорном прыжке.) Конь фиксируется на высоте 1,05 м. Упражнения представляют собой комбинацию маховых и вращательных движений, а также стоек на руках, при выполнении которых должны быть задействованы все части снаряда.

Упражнения на кольцах (муж.) – подвижном снаряде в виде двух деревянных колец, закрепленных на специальных тросах на высоте 2,55 м. Упражнения на кольцах (подъемы, обороты и выкруты) демонстрируют не только гибкость, но и физическую силу спортсмена. Статические элементы этих упражнений не менее сложны для исполнения, чем динамические. По правилам, соскок с колец по окончании выступления должен представлять собой акробатический элемент. Как и при выполнении упражнений на перекладине, занимая исходное положение на кольцах, спортсмен может воспользоваться помощью тренера или ассистента.

Упражнения на перекладине (муж.) – штанге из полированной стали диаметром 27–28 мм и длиной 2,5 м, укрепленной на двух стойках при помощи растяжек на высоте 2,55 м. По правилам, выполняя вращения (в разных направлениях) вокруг перекладины, спортсмен не имеет права касаться ее телом. В ходе выступления он должен продемонстрировать различные типы хватов и умение чисто и четко переходить от одного их вида к другому.

Очередность выполнения программы обычно такова:

– вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, опорный прыжок, брусья, перекладина (у мужчин);

– опорные прыжки, упражнения на брусьях, бревно, вольные упражнения (у женщин).

Я дружу сгимнастикой,

Обладаю пластикой,

Я на кольцах тренируюсь,

На коне верчусь

И, на брусьях, как сам Немов,

На шпагат сажусь.

Выполняю «уголок»,

Гимнастика — спорт, а также часть физической культуры, делится на художественную, спортивную, командную, аэробную, эстетическую и акробатическую гимнастику. Для оздоровления выполняют упражнения утренней гимнастики, проводят физкультминутки в школах на переменах, элементы этого вида спорта включены в физкультурную программу, также иногда гимнастические упражнения проводят для лечения разных болезней в ходе занятий лечебной физкультурой (ЛФК). Вырабатывает выносливость, координацию, тренирует равновесие, силу, гибкость, дает навыки исполнения сложных упражнений. Этот реферат даст ответы на вопросы об этом виде спорта.

Виды


История

Древность и средневековье

Гимнастика как вид спорта зародилась в Древней Греции, и происхождение этого термина (гимназо) тоже греческое — в переводе может означать «тренировать, обучать». Спортсмены занимались без одежды, поэтому по второй версии происхождение от слова «гимнос» — «обнаженный». Гимнастику в своих сочинениях описывали Гомер, Аристотель, Платон. Эти античные авторы указывали на благотворное влияние спорта на воспитание детей и юношей.

Некоторые гимнастические снаряды, например конь, существовали еще в древности. На коне делали гимнастические упражнения, помогающие освоить верховую езду. В древности гимнастика в лечебных целях применялась также в Индии, Китае, но там они превратились в духовные практики, своеобразные языческие религии (например йога) и поэтому не имели такой массовости, как в Греции и Риме, где гимнастика была просто подготовкой воинов.

Олимпийские соревнования проводились на протяжении 1168 лет (776 год до нашей эры — 392 год нашей эры), включали борьбу, метание копья, диска, прыжки в длину, бег, бой на кулаках, колесничная езда. Основной целью этих игр была военная подготовка юношей. Бегали со щитом, прыгали с гантелями, борьба переходила в бокс, а кулачный бой проходил с помощью твердых кожаных, а не смягчающих повязок на руку. В 393 году гимнастику запретили, поскольку она продолжала иметь языческую основу и плохо влияла нравственное воспитание молодежи.

В средние века гимнастики как таковой не было, однако в воинской подготовки рыцарей несомненно были гимнастические элементы. Например, тамплиерам запрещалось отступать, даже если противников было в три раза больше по численности — поэтому тренировки включали растяжки, изворотливость и акробатические элементы, чтобы устоять в неравном бою.

В позднее средневековье были попытки возродить античный опыт гимнастических упражнений, например Иероним Меркуалис на рубеже 16 и 17 века написал сочинение на тему «Об искусстве гимнастики». Вопросами физического воспитания детей занимались педагоги швейцарец Песталоцци (1746 — 1827) и чех Ян Амос Каменский (1592 — 1670), неоднократно затрагивавшие эту тему. Уже в это время зарождается комплекс упражнений вольжировка — на коне, столе, лазанье по стенке, шесте, упражнения на равновесие на колоде, канате.

Гимнастика была хорошо развита в среде бродячих цирковых артистов, но именно из-за этого она не воспринималась в высшем обществом, считалась уделом простолюдинов. Но с развитием равноправия в обществе все вскоре поменялось, что и покажет реферат в следующем разделе.

Возрождение спорта

На рубеже 18 — 19 веков в Германии в школах филантропистов теоретически разрабатывали спортивную тему, гимнастика появилась как отдельный предмет, на эту тему написали реферат И.Гутс-Мутс и Г.Фит. Педагог Ф.Л.Ян (1778 — 1852) разработал немецкую гимнастическую систему «турнен», включавшую упражнения на коне, брусьях, кольцах и турнике. В 1811 году Ф.Ян открыл возле Берлина гимнастическую школу со снарядами, а в 1816 году издал книгу на эту тему под названием «Немецкая гимнастика» с примерами упражнений и методическими рекомендациями.

Были созданы другие национальные гимнастические системы — француская Ф.Аморосом, шведская П.Лингом, чешская (сокольская) — М.Тыршем. В 1817 году ученики Ф.Амороса провели в Париже первые гимнастические соревнования. Шведская система базировалась на вольных упражнениях, немецкая отдавала предпочтение снарядам. Многочисленные попытки возрождения олимпийских игр закончились в 1896 году их возрождением, гимнастика была включена в эти игры как отдельный вид спорта, до сегодняшнего дня это самая зрелищная часть этого мероприятия.

Сразу в программу были включены все нынешние снаряды, только вольные упражнения были включены в 1932 году на олимпиаде в Лос-Анджелесе. Другие древние виды гимнастики — метание копья, ядра, прыжки, бег стали отдельными дисциплинами. Женщины выступали с 1928 года, а окончательно программа приняла современный вид на ХІ играх в Берлине, 1936 год.

Международные организации

В 1881 году три страны — Голландия, Бельгия и Франция создали ФЕГ — Европейскую гимнастическую федерацию. Идейным вдохновителем, основателем и президентом стал бельгиец Николас Куперус.

В 1921 году эта организация превращается в Международную Федерацию Гимнастики (ФИЖ), которая до сегодняшнего дня объединяет спортивную, художественнную гимнастику, акробатику, спортивную аэробику и прыжки на батуте. В федерацию входят 125 стран, объединение насчитывает 30 000 000 спортсменов и почти 3000 постоянных участников международных соревнований. С 1995 года также в гимнастическую федерацию было создано отделение аэробики, в Российской Федерации есть Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России.

В 1982 году был основан Европейский гимнастический союз, который на сегодняшний день насчитывает 46 стран, он независимо от международной организации проводит чемпионаты Европы. В дальнейшем реферат поведает о оздоровительных типах спорта.

Оздоровительные виды

Оздоровительные виды гимнастики развивают опорно-двигательный аппарат, реакцию, подвижность, гибкость, силу, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы:

Гимнастика в России

В 1774 году Екатерина Вторая приказала обучать гимнастике кадетов сухомлинского корпуса. В начале 19 века этой дисциплине обучались гвардейцы, а к середине этого века все в армии в обязательном порядке должны обучать элементы гимнастики. В 1855 году в Санкт-Петербурге был открыт платный гимнастическо-фехтовальный зал, причем офицеры занимались бесплатно. В конце ХІХ века профессор П.Ф.Лесгафт создает теоретическую основу внедрения гимнастики в физическое воспитание, на базе его курсов в 1918 году был создан современный институт физкультуры.

В 1863 году в Санкт-Петербурге существовало немецкое гимнастическое общество, в которое было запрещено вступление русских, так как власти боялись закрытых кружков, которые могли стать политическими. Однако в 1881 году все же появилось «Русское гимнастическое общество», которое в 1885 году провели первые гимнастические соревнования, принимало участие одиннадцать человек.

В 1897 году было организовано «Санкт-Петербуржское атлетическое общество», в этом же году были проведены соревнования, которые продолжались до 1915 года. Подобные общества появлялись по всей России, например сокольские кружки, которые в 1907 и 1912 году принимали участие в соревнованиях в Праге. В том же 1912 году российская команда гимнастов принимала участие в Стокгольмских V олимпийских играх, но фактически безрезультатно. В 1913 году в Киеве состоялась Российская Олимпиада.

В СССР гимнастика была чрезвычайно развита, на эту тему есть множество публикаций, но достаточно взглянуть на факты — женская команда на олимпиадах была рекордных 10 раз первой, а мужская — пять раз. Лариса Латынина завоевала 18 олимпийских медалей, из них 9 золотых. Николай Андрианов завоевал 15 медалей на олимпиадах, из них 7 золотых. А в 1980 году гимнаст Александр Дитятин завоевал восемь медалей из восьми возможных, из них 3 золотых. В 1992 году Виталий Щербо (сборная СНГ) завоевал 6 золотых медалей.

Этот реферат — небольшая часть информации о такой интересной и экстремальной дисциплине.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)

город Радужный

Проектная работа на школьную

научно-практическую конференцию

«Первые шаги в науку»

Художественная гимнастика - воплощение эстетики, грации и красоты

Солонинка Лилия Богдановна, учитель начальных

классов I квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8

г. Радужный

2014 год

Введение.

Основная часть.

    Почему я выбрала художественную гимнастику.

Практическая часть.

    От зарождения до олимпийских игр.

    Условия для занятия гимнастикой в моем городе.

    1. Сведения из архива ДЮСШ "Факел".

4. Отношение сверстников к занятиям спортом. Анкетирование.

5. Положительные и отрицательные моменты занятия гимнастикой.

5.1. Гимнастика – занятие для молодых.

Заключительная часть.

Список литературы.

Приложение.

Введение.

Гимнастика… Какое совершенство…

Владенье телом, трепетность души,

И красота струящегося жеста,

И элементов трудных виражи!

До вздоха все отточены движенья.

Сама - мила, прозрачна и легка;

Но сколько в ней, упорства и стремленья,

И живости, и сил, и огонька!

Народная мудрость гласит: "В здоровом теле – здоровый дух". В нашей стране очень активно развивается спорт, как профессиональный, так и любительский. Для организации активного отдыха и здорового образа жизни предлагаются различные способы и средства. Я занимаю активную позицию в этом вопросе. Наблюдая за тем, как мои одноклассники тяжело просыпаются утром, нередко опаздывая на первый урок, трудно включаются в работу, зевают, ленятся, считаю необходимым вовлекать как можно больше детей в различные виды спорта. Свой творческий проект по физической культуре я решила посвятить самому изящному и зрелищному виду спорта – художественной гимнастике. От своих наставников я наслышана о красоте и совершенстве этого вида спорта и о том, что художественная гимнастика способствует развитию гибкости, ловкости, координации движений, чувства ритма. Но мне хотелось бы немного глубже проникнуть в историю зарождения этого вида спорта, собрать информацию об особенностях снаряжения гимнасток, исследовать влияние гимнастики на обучающегося , д оказать, что физическое самовос питание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни.

Актуальность данной темы продиктована нашей действительностью. Здоровый образ жизни – это гарант успешности, хорошего настроения, а главное – долголетия!

Цель исследования : Изучить художественную гимнастику как вид спорта, собрать информацию об истории художественной гимнастики, сведения из архива ДЮСШ "Факел", об особенностях снаряжения гимнасток, исследовать отношение к спорту и влияние гимнастики на обучающегося, доказать, что физическое самовоспитание и самосовершенствование – условия здорового образа жизни.
Задачи:

    формировать потребность к здоровому образу жизни;

    формировать представление о самой себе;

    развивать мотивацию к занятиям гимнастикой;

    развивать волевые качества.

Объект : художественная гимнастика.

Продукт проекта: показательное выступление.

Предмет исследования: представление учащихся о художественной гимнастике, их отношении к ней.

Методы и приёмы:

    изучение интернет-ресурсов, специальной литературы, архива ДЮСШ «Факел»;

    анкетирование и обработка результатов;

    моделирование ситуации своего будущего;

    подготовка программы для видеопрезентации и выступления;

План работы:

I этап - подготовительный (сентябрь-октябрь 2013 года)

II этап - основной (ноябрь-декабрь 2013 года)

III этап - заключительный (январь 2014 года)

Задачи по реализации проекта:

I этап:

    познакомиться с литературой по данной теме;

    провести анкетирование с целью выявления отношения к занятиям спортом;

    отбор проблем по данной теме.

I I этап:

    изучить архивные материалы ДЮСШ «Факел»;

    выяснить «плюсы» и «минусы» занятия гимнастикой;

    смоделировать ситуацию своего будущего;

    провести беседу для учащихся начальной школы по теме «В здоровом теле – здоровый дух».

I II этап:

    собрать фото и видеоматериал для создания презентации;

    подготовить показательное выступление.

Перспектива. Интересно изучить вопрос о школах олимпийского резерва в России.

Основная часть.

1. Почему я выбрала художественную гимнастику.

Художественная гимнастика считается одним из самых красивых видов спорта. Но, как и для любого спортсмена, для гимнасток – это упорный и самоотверженный труд. Вот уже 4-ый год я ежедневно по несколько часов провожу в АУДОД ДЮСШ «Факел». Не скрою, часто после таких тренировок болит спина, ноют мышцы, пальцы рук не чувствуют предмета, а дома ещё ждут школьные домашние задания. Поначалу, устав от постоянного контроля со стороны родителей и педагогов, требований тренера, пыталась бросить. Очень хотелось наесться вдоволь пирожных, полежать перед телевизором, поиграть в компьютере или погулять с подружками. Но, благодаря настойчивости мамы, вскоре привыкла, заметила положительные изменения в осанке, поняла, что во многом достигла большего, чем сверстники, почувствовала вкус побед. В прошлом году мне был присвоен I юношеский разряд. Захотелось достигать большего, становиться совершенней.

Практическая часть.

2. От зарождения до олимпийских игр.

Меня заинтересовало значение слова «гимнастика». Из Википедии я узнала, что слово, «гимнос» - греческого происхождения в переводе – «обнажённый». В Древней Греции каждый юноша для совершенствования своего тела обязательно занимался физическими упражнениями, причем в обнажённом виде.

Художественная гимнастика – исключительно женский вид спорта, но, несмотря на это, у него много поклонников. Он сочетает в себе такие виды искусства, как танец и музыка.

Листая страницы интернета, узнала, что основателями современной художественной гимнастики стали 4 «Д». Это: Франсуа Дельсарт - французский теоретик сценического жеста, автор выражения «поэзия тела». Благодаря ему возникла Эстетическая гимнастика .

Автор ритмической гимнастики – Эмиль Жак Далькроз, преподаватель музыки и пения из Женевы, использовал её при подготовке к игре на музыкальном инструменте.

Французский физиолог Жорж Демени , создал танцевальную гимнастику, способствующую улучшению осанки, обретению гибкости и ловкости, плавности и грациозности походки.

Танцовщица Айседора Дункан , её танцы - построены на движениях свободной пластики , где смешаны спорт и искусство, напоминают современную художественную гимнастику.

Именно слияние этих 4-х направлений способствовало возникновению этого прекрасного вида спорта. В России он появился в конце XIX, начале XX века, как способ выражения движения, и стал олимпийским.

Первый чемпионат по художественной гимнастике был организован в Советском Союзе в апреле 1941 года в Ленинграде. К сожалению, в 40-е годы развитие советского спорта остановилось из-за Великой Отечественной войны. И только с 1949 г. ежегодно начинают проводиться чемпионаты СССР, а с 1965 – соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастике. 1954 год славится первыми мастерами спорта. С показательными выступлениями гимнастки выезжают в Германию, Бельгию, Францию, Чехословакию, Югославию. После чего, в 1963 году, художественная гимнастика признана Международной федерацией гимнастики видом спорта , а с 1984 года – олимпийским видом спорта.

Выводы: таким образом, Россия по праву считается родиной художественной гимнастики . В истории её развития можно выделить следующие этапы:

с 1917 по 1945 гг. – зарождение как средство физического развития девушек;

с 1948 по 1954 гг. – становление художественной гимнастики, как вида спорта;

с 1955 по 1983 гг. – совершенствование научно-методической основы советской школы художественной гимнастики и выход её на международную арену;

с 1984 по 1992 гг. – выход на олимпийскую арену;

с 1992 г. – развитие гимнастики в условиях независимых государств.

3. Условия для занятия гимнастикой в моем городе.

Юным радужнянкам повезло. В нашем небольшом городе уже более 18 лет существует секция по художественной гимнастике, а в 2005 году была построена детско-юношеская спортивная школа "Факел".

Мой наставник – мастер спорта по художественной гимнастике, Граф Татьяна Алексеевна, тренер высшей категории, трудится в спортивной школе больше 15 лет, и подготовила за эти годы 3 кандидатов в мастера спорта и 15 обладательниц 1-го взрослого и 1-го юношеского разрядов по художественной гимнастике. Татьяна Алексеевна имеет и хореографическое образование, поэтому все композиции её воспитанниц отличает особая гармоничность, согласованность и пластичность движений.

3.1.Сведения из архива ДЮСШ "Факел".

На отделении художественной гимнастики спортивной школы "Факел" занимается 85 воспитанниц. Гордость школы, её выпускницы – кандидаты в мастера спорта – Крутий Алина, Шарапова Юля, Баженко Катя (уч-ся МБОУ СОШ №8), обладательницы 1-го взрослого разряда – Рекорян Татьяна, Головчиц Юлия, Ямалеева Алсу, Клочкова Виктория, Тищенко Виктория (уч-ся МБОУ СОШ №8). (Приложение)

Приятно отметить, что Крутий Алина Валерьевна, окончив Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, в г. Омск, в настоящее время занимается тренерской деятельностью в данной спортшколе. (Приложение) .

Каждый год набирают малышей в ДЮСШ "Факел", следовательно, из года в год юные радужнянки имеют возможность приобщиться к красоте.

4. Отношение сверстников к занятиям спортом. Результаты анкетирования.

С целью приобщения к занятию спортом и выявления отношения к урокам физкультуры, среди моих одноклассников была проведена беседа на тему: «В здоровом теле – здоровый дух!», а также анкетирование. (Приложение)

На вопрос – "Любите ли вы уроки физкультуры" – положительно ответили все 24 учащихся. Правда, в спортивных секциях задействованы лишь 66 % учащихся.

На вопрос – "Почему вы выбираете спорт?"

- "Чтобы быть здоровым" – ответили 64% учащихся,

- "Быть сильным" – 64% и "Быть красивым" – 32% учащихся.

Из всех видов спорта предпочитают:

Плавание 24 %, Гимнастика 20%, Футбол 16%, Баскетбол 16%, Каратэ 12%, Хоккей 12%.

Вывод: В моем классе 100% выбирают спорт!

5. Положительные и отрицательные моменты занятия гимнастикой. 5.1. Гимнастика занятие для молодых.

Как и в любом спорте, в художественной гимнастике есть свои «плюсы» и «минусы». Главные качества гимнаста не только сила воли, выносливость, но и пластика. Поэтому, начинать занятия гимнастикой желательно с 4-5 лет, так, как организм ребёнка более восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. И, как правило, уже к 16-ти годам многие спортсмены расстаются с гимнастикой и переходят в спортивный балет, фитнес или аэробику. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-25 лет.

5.2. Эстетическое совершенство "художниц".

Х удожественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Многочасовые тренировки развивают гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинируют спортсменку, совершенствуют её тело, учат владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляют чувство уверенности в себе, что очень важно в современном мире. Музыкальное сопровождение развивает слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца не только расширяют общий кругозор девушек, знакомят с народным творчеством, но и пробуждают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, чувства ритма, танцевальности и раскрепощенности, эмоциональности и совершенствованию двигательных качеств. По сравнению со спортивной гимнастикой, художественная - более доступный и безопасный вид спорта, но к внешнему виду спортсменок предъявляются очень высокие требования.

Исполняя гимнастический танец, «художница» обязана выглядеть эффектно. Волосы укладывают в тугой пучок, закрепляют шпильками и фиксируют лаком, чтобы причёска не распалась во время выступления Важный атрибут каждой гимнастки - красивый, яркий купальник, расшитый стразами для большей яркости и привлекательности. На стопах только полутапочки.

5.3. Влияние художественной гимнастики на здоровье.

По мнению врачей, занятия художественной гимнастикой положительно влияют на здоровье. Ведь частота пульса у гимнасток в 2 раза превышает частоту пульса сидящего человека. Следовательно, сердечно-сосудистая и дыхательная системы активно работают и развиваются, укрепляется иммунитет.

Однако, как и в любом виде спорта, возможны травмы. Чаще всего травмируются нижние конечности, а именно коленный и голеностопный суставы. Это связано с большим количеством сложных прыжков.

Синяки и ссадины – постоянные «гости» на моем теле.

И все же, я говорю художественной гимнастике – ДА, я выбираю этот спорт, а вместе с ним – гармонию и красоту!

Заключение.

При работе над проектом мы с родителями попытались смоделировать ситуацию моего будущего: с гимнастикой и без гимнастики (Приложение)

У гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения. А ведь это очень важно и для девочек, и для женщин, в которых они вырастут. Девочка, занимавшаяся художественной гимнастикой, в будущем сможет легко перейти к занятием танцами, аэробикой, к тренерской деятельности. А еще в художественной гимнастике дети обретают неповторимое умение преподнести себя, как, наверное, во всех зрелищных видах спорта. Улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно. И, даже если девочка не пойдет по пути соревнований и славы, эти умения и навыки останутся с ней на всю жизнь, а это, согласитесь, тоже немало.

Литература:

  1. Кулагина Е. "Физическая культура для детей от 2до 9 лет". – Москва: Астрель: АСТ.2010г.

  2. Литература под редакцией Студеникина Н.Я. "Справочник педиатра". Издательтство "Медицина". Москва, 1996г. -624с.

  3. Спок Б. "Ребёнок и уход за ним", перевод с английского Дубровского А.В.-Минск: "Попурри"-2008г.-669с.

  4. Фурни Д., Фрадетт Б., Гунель Ж. "Спорт. большая иллюстрированная энциклопедия".- Москва: Астрель: АСТ.2003г.-371с.

  5. Архив ДСЮШ г.Радужный Приложение 1.

    Анкетирование.

    1. Любите ли вы уроки физкультуры?

    Да Нет

      Занимаетесь ли вы в спортивной секции?

    Да Нет

      Почему вы выбираете спорт?

    а) чтобы быть здоровым

    б) чтобы быть сильным

    в) чтобы быть красивым

      4. Какой вид спорта предпочитаете?

    Приложение 2

«Гимнастика» краткий доклад поможет Вам подготовиться к занятию и расширить свои знания в данной области.

Доклад на тему: «Гимнастика»

Гимнастика – это часть физической культуры, спорт, который подразделяется на спортивную, художественную, командную, эстетическую, аэробную и акробатическую гимнастику. Для того чтобы держать организм в тонусе необходимо выполнять гимнастические упражнения утром, проводить на переменах физкультминутки. Занятия гимнастикой вырабатывают у человека координацию, выносливость, тренирует силу, равновесие и гибкость, а также развивает навыки для исполнения более сложных упражнений.

Какие виды гимнастики выделяют?

  1. Спортивная гимнастика . Ее причислили к Олимпийским видам спорта в 1896 году. Свое существование она начала еще в Древней Греции. Соревнования по спортивной гимнастике предусматривают выполнение опорных прыжков, вольных упражнений на кольцах, брусьях, колоде, бревне, коне.
  2. Художественная гимнастика. Предусматривает выполнение упражнений с обручем, скакалкой, лентой, мячом и булавой. Они являют собой музыкальный танец. Возможно выполнение как одиночного номера, так и группового упражнения.
  3. Командная гимнастика. Возникла в скандинавских странах. Официально соревнования по командной гимнастике проводятся с 1996 года и охватывают 3 виды упражнений: акробатические прыжки, вольные и мини-батут. Команды состоят как с женщин, так и с мужчин. Зачеты принимаются индивидуально и командно.
  4. Цирковая гимнастика . Это феерические выступления на снарядах, которые закреплены на полу или в воздухе: турники, батуты, воздушный турник, трапеции, кольца, корд де волане.
  5. Акробатическая гимнастика . Подразумевает под собой групповые, парные упражнения и акробатические прыжки.
  6. Спортивная аэробика. В Международную федерацию гимнастики она вошла в 1995 году. Она отличается от других видов гимнастики тем, что партнерам приходится постоянно взаимодействовать между собой и выполнять аэробные своеобразные шаги.

История возникновения гимнастики

Гимнастика зародилась еще в Древней Греции. В переводе данное слово означает «обучать, тренировать». В то время спортсмены занимались обнаженными, поэтому вторая версия происхождения от слова «обнаженный». Ее в своих сочинениях описывали Аристотель, Гомер, Платон. Они рассказывали о благотворном влиянии гимнастики на организм и воспитание детей и юношей.

Гимнастика была одной из составляющей Олимпийских соревнований на протяжении 1168 лет. Но в 393 году ее запретили, так как посчитали, что она имеет языческую основу и плохо влияет на воспитание нравственности у молодежи.

В Средние Века гимнастика уже не была таковой как в Древней Греции, но при подготовке рыцарей к военному делу применялись гимнастические элементы. Их тренировки включали акробатические элементы, растяжки и изворотливость, чтобы в неравном бою стойко устоять.

Попытки возродить гимнастику как вид спорта состоялись в позднее Средневековье. Иероним Меркуалис написал статью «Об искусстве гимнастики», на физическом воспитании делали упор Песталоцци и Ян Амос Каменский. В этот период зародился новый гимнастический комплекс вольжировка, который исполняли на столе, коне, шесте. Но как такового развития она не получила. В высшем обществе гимнастику не воспринимали и считали занятием для простолюдинов.

Возрождение гимнастики

С развитием равновесия в обществе XVIII – XIX веков в школах Германии разработали спортивную тему, в которой гимнастика выступала отдельным предметом. Известный педагог Ф.Л.Ян создал гимнастическую систему под названием «турнен». Она включала в себя упражнения на брусьях, коне, турнике и кольцах. Возле Берлина в 1811 году открылась гимнастическая школа со снарядами, а спустя 5 лет вышла книга «Немецкая гимнастика» с методическими рекомендациями и примерами упражнений.

Параллельно с Берлинской школой создавались другие гимнастические национальные системы – чешская, шведская, французская. За долгое время в 1817 году в Париже прошли первые гимнастические соревнования. В Швеции гимнастическая система основывалась на вольных упражнениях. Попытки возродить Олимпийские игры увенчались в 1896 году их возрождением. Гимнастику включили в игры в качестве отдельного вида спорта и сегодня это наиболее зрелищная часть Олимпийских игр.

Ученые также выделяют оздоровительные виды гимнастики:

  • Аэробика . Это ритмическая гимнастика, состоящая из беговых, прыжковых движений, приседаний и наклонов под быструю музыку.
  • Йога . Включает упражнения по дыханию, разные позы, психорегуляцию.
  • Оздоровительная ходьба.
  • Утренняя гимнастика – это тренировка организма после сна.
  • Женская гимнастика для облегчения родов и материнства.
  • Атлетическая гимнастика . Направленная на мышечный рост массы, силы и выносливости.
  • Лечебная физкультура для преодолений последствий недугов ортопедического характера.

Надеемся, что доклад на тему «Гимнастика» помог Вам в подготовке к занятию. А свой рассказ на тему «Гимнастика» Вы можете оставить через форму комментариев ниже.