Обучения висов на уроке гимнастики в школе. Упражнения в висах и упорах Для чего висы и упоры надо

Термины очень важны в спортивной, художественной гимнастике, а также в акробатике, прыжках на батуте, поскольку выполнение упражнений требуют точности, взаимопонимания тренера и спортсмена. Точное понимание специальных названий позитивно отображается на тренировках и конечных результатов гимнастов. Кроме терминов, обозначающих движения, особенные названия имеют снаряды, инвентарь, существуют специальные правила образования новых понятий.

Гимнастическая терминология очень интересна начинающим гимнастам. Старшие спортсмены уже привычно говорят сложные для восприятия фразы из коротких слов, крича в зале «сед», «мах», а их подопечные безропотно воплощают их в сложнейшие телодвижения. Короткие — потому что трюки делаются в связках по несколько штук, каждый элемент длиться доли секунд, и здесь профессиональная речь приспособлена к тяжелым будням гимнастов. Терминам обучают в спортивных учебных заведениях, потом їх повторяют на квалификациях, курсах переквалификации.

Но юным гимнастам тяжело вникнуть в сложные словосочетания, а объяснять их не спешат. Но прежде чем начинающие спортсмены не просто выучат спортивные слова и научатся их воплощать в красивые и грациозные движения, нужно учесть несколько моментов, которые позволят им заниматься долго, сохраняя здоровье.


Старайтесь разносторонне изучить спорт, которым занимаетесь, изучите теорию, технику безопасности и вам будет легче в трудные моменты, которых хватает в этом виде спорта. Гимнастика — самый сложный вид спорта, это занятие для сильнейших телом и духом, но именно эта особенность заставляет учитывать даже самые мелкие детали, к которым относятся казалось бы просто слова — термины.

Терминологические требования

Термины должны быть доступными для понимания, поэтому желательно, чтобы они строились на словах родного языка, а также из заимствованных слов с другого языка, но только тех, которые имеют интернациональное значение. Если образовывать термины не по правилах словообразования, а также из непонятных слов, то они не будут запоминаться и не будут восприниматься на слух.

Также термины должны точно передавать действие в упражнении, в этом случае они будут улучшать взаимодействие между тренером и спортсменом и освоение самого упражнения будет проходить быстрее. Важное свойство — удобство произношения, терминологические понятия должны быть краткими и легко выговариваться.

В гимнастике и сопутствующих видах спорта изучение терминологии имеет значение при соблюдении техники безопасности, поэтому специальные названия в этом виде спорта имеют большую разницу в произношении, что позволяет избегать непонимания даже при кратких не очень четких командах.

Термины делятся на:

  • общие, которые применяются для общих понятий, как вольные, силовые упражнения;
  • основные, которые еще называют конкретными — они определяют признаки движений, как вис, половорот, оборот;
  • дополнительные — конкретизируют способ, которым нужно выполнять упражнение, направление движения — например дугой, разгибом, также можно их дополнить еще и словами, характеризующими динамику — быстро, мягко и так далее.

Общеразвивающие и вольные упражнения

Со скакалкой

  1. Подскок — небольшой прыжок без продвижения или с продвижением.
  2. Двойной подскок — два подскока с подпружиниванием — первый сильный, второй меньший по высоте, разновидности — подскок с правой на левую (ногу), подскок петлей и другие.

Упражнения на снарядах

1.Энергичное, с силой сжимание кисти в кулак и разгибание пальцев.

2.Сжимание пальцами резинового мяча или кистевого эспандера.

3.Круговые движения кистями при различных положениях рук: вниз, вперед, в стороны, вверх.

4.В паре, соединив пальцы в замок, поочередное, с силой, оказывая сопротивление, сгибание и разгибание кистей.

5.То же самостоятельно, соединив пальцы в замок.

6.Перетягивание в парах, держась руками за гимнастическую палку (кисти партнеров соприкасаются).Перетягивание в парах в обоюдном хвате согнутыми пальцами.

7.В паре выкручивание и вырывание гимнастической палки.

8.Из положения стоя лицом к стене, руки вперед, ладонями книзу (расстояние от кончиков пальцев до стены 15-30 см) падение вперед и отталкивание от стены прямыми руками, акцентируя внимание на движении кистей.На гимнастической стенке (см. рисунок на с. 14).
9.Стоя спиной к стенке, в полуприседе, хват прямыми руками над головой - провисая, шаг вперед, оттягиваясь от стенки (смотреть прямо). Выполнять поочередно правой и левой ногой.

10. Из широкой стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне плеч - поочередные приседания на левой и правой ноге, провисая в плечевых суставах и выпрямляя тело при вставании.

11.Из стойки на седьмой-восьмой рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне пояса - пружинящие приседания поочередно на левой и правой ноге, опуская другую вниз и провисая.

12.Из стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват руками на уровне груди, отклонившись прямым телом назад (вис стоя) - наклоняясь вперед и провисая, принять положение виса стоя согнувшись. То же, отводя назад поочередно правую или левую ногу и оттягиваясь от стенки.

13.В висе спиной к стенке сгибание ног вперед, постепенно увеличивая амплитуду движения до касания коленями груди.

14.В висе спиной к стенке поднимание прямых ног вперед и вверх, постепенно увеличивая амплитуду движений до касания носками стенки над головой.

15.Из виса стоя сзади согнувшись, спиной к стенке, толчком ног переход в вис прогнувшись, То же медленно, силой.

16.Стоя спиной к стенке, хват руками за головой - опуститься в вис, выпрямив ноги вперед до касания пятками пола и, отталкиваясь спиной и прогибаясь, встать, оттягиваясь от стенки.

17.Из виса спиной к стенке махом ног вперед соскок. Постепенно увеличивать высоту виса и дальность соскока.

18.Из виса лицом к стенке махом ног назад соскок.

19.В висе спиной к стенке махи ногами вправо и влево, постепенно увеличивая их амплитуду.

20.Из виса на согнутых руках, лицом к стенке, медленное опускание в вис, вытягиваясь «в струнку» и провисая. И. п. принимать, переступая по рейкам.

На гимнастических палках, шестах, которые держат товарищи, на жердях брусьев, низкой перекладине или подобных снарядах.

21.В висе лежа подтягивание, сохраняя прямое положение тела. То же в висе лежа согнувшись.

Основное упражнение - размахивание в висе, которое является в дальнейшем «фоновым» действием для других элементов на перекладине и брусьях разной высоты, ио сохранит свое полезное значение для укрепления мышц и суставов рук и плечевого пояса,- должно выполняться постоянно в любых условиях и на различных снарядах (на которых можно выполнить вис) как в школе (в зале, на площадке), так и дома.

22. Комплекс бубновский гимнастика . (Применять как средсто профоликтики при нагрузках на костно-мышечную систему.)

23.На низком снаряде размахивание в висе с согнутыми ногами - соскок махом назад (с 1 класса). То же соскок махом вперед (с 1 класса).

24.На высоком снаряде размахивание изгибами (с 3 класса). Размахивание в висе - соскоки махом вперед и махом назад (для мальчиков с 6 класса). Движения должны быть собран-ными, но свободными, без напряжения, провисая «в струнку», держа голову прямо и делая подхлесты прямыми ногами по ходу маха, во время притормаживания их.

25. Подтягивание с помощью и самостоятельно (для мальчиков).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ВИСЫ И УПОРЫ

Для студентов 2 курса очного отделения «Физическая культура и спорт»

Учебная дисциплина: Виды школьной программы с методикой преподавания.

(Гимнастика)

2016-2017 г.г.

предметной (цикловой)

методической комиссией

Название комиссии

Физическая культура

Председатель

Резанова М.А.

2016 г.

Заместитель директора по УНМР

______________/ И.В.Гервальд

«________»_____________20___г.

М.П.


Составитель: Шарафан Н.В. преподаватель ГАПОУ ТСПК

Пояснительная записка

Гимнастика с методикой преподавания - одна из дисциплин учебного плана. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта.

Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей и подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств.

Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально – педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно – методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано, раскрывалась бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется.

Методическое пособие в определенной степени восполнит этот пробел.

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.

В I классе учащиеся овладевают лазанием на гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлелезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.

Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивания тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнения в висах и упорах, оказывают обще укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещение тела из одного положение в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.

Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) – положительно влияют на работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положение своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошей осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.

Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от коррекционной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.

Висы лежа

1. Вис лежа (рис.1). Выполняется из виса на согнутых руках поочередным или одновременным преставлением ног вперед. Угол наклона тела к полу менее 45°. Плечи должны быть почти в вертикально плоскости под перекладиной (жердью брусьев).

2. Вис лежа согнувшись (рис.2). Из виса лежа согнуться в тазобедренных суставах и принять вис лежа согнувшись.

3.Вис лежа сзади (рис. 3). Из виса присев сзади, передвигая ноги назад, принять вис лежа сзади

Рис. 1 Рис.2 Рис.3

Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне)

1.Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 4) можно выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положением уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим скамейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.

2.Упор стоя на коленях (рис.5) или упор стоя на одном колене, другую ногу назад (рис. 6).

Рис. 4 Рис.5 Рис.6

3.Упор лежа (рис7) может выполняться на полу, гимнастической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.

4.Упор лежа сзади (рис 8) выполняется из упора сидя сзади спиной к гимнастической скамейке. Разгибая руки и выпрямляясь в тазобедренных суставах, принять упор лежа сзади. Простейший вариант на полу.

5.Упор лежа боком (рис.9) выполняется на полу, на гимнастической скамейке, бревне, коне.

Рис.7 Рис.8 Рис.9

6. Упор стоя (рис.10) - наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стенка, конь, козел, бревно).

6. Упоры (рис.11) выполняются на коне, козле, бревне. В отличие от

смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления упражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующей связки.

Рис.10 Рис.11

Упражнения в смешанных висах

    Вис стоя - вис присев. 2. Вис стоя на согнутых руках - вис стоя

    вис стоя на согнутых руках. Вис лежа - вис лежа согнувшись - вис лежа. 4. Вис стоя на согнутых руках - вис присев - вис стоя в стоя на согнутых руках. 5. Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя сзади - вис присев сзади.

Упражнения в смешанных упорах

    Упор стоя - упор стоя на согнутых руках - упор стоя. 2. Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - сгибая ноги, сед на пятках - упор лежа. 3. Упор лежа, руки на гимнастической скамейке поочередное преставление ног вперед - упор присев, ноги на полу, руки на скамейке - обратное

    На полу фронтально имитировать основные положения тела в лазанье в три приема:

    о. с., руки вверх (и. п. для лазанья в три приема);

- присед, руки вверх - первый прием;

- из приседа, руки вверх, встать и согнуть руки - второй прием;

    о. с. с согнутыми руками - руки поочередно вверх (третий прием, перехват).

    Эти же движения, но на гимнастической стенке:

-стоя лицом к гимнастической стенке, взяться прямыми руками за рейку повыше (и.п. для лазанье в три приема);

-толчком двумя ногами вис, присев на второй (третьей) рейке, - первый прием;

-разгибая ноги, согнуть руки - второй прием;

-выполнить перехват повыше - третий прием. Опускание начинать с перехвата:

-перехват руками в вис стоя на согнутых руках;

-разгибая руки, согнуть ноги и принять вис присев;

Последовательность обучения.

1. Произвольное лазанье вверх и вниз. 2. Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно двум ногами. 3. Имитация движений рук и ног на полу для лазанья одноименным способом. 4. Лазанье по стенке вверх и вниз одноименным способом. 5. Имитация движений рук на полу для лазанья разноименными способом. 6. Лазанье по стенке вверх и вниз разноименным способом до определенной высоты. Лазанье влево и вправо. Упражнение выполняется приставными шагами с попеременной перестановкой сторону одноименной ноги и руки. Сначала передвигаются стоя на нижней рейке по 2-3 пролетам, затем по всей длине стенки. После этого лазанье выполняется на большей высоте (до 5-6-й рейки).

Висы стоя

1. Вис стоя на согнутых руках (рис. 1 Взяться руками на уровне плеч хватом сверху, ноги должны находиться под проекцией места хвата, руки согнуты в локтевых суставах. Упражнение можно выполни! на перекладине, нижней жерди брусьев разной высоты, на одной из жердей брусьев одинаковой высоты, ь гимнастической стенке.

2.Вис стоя (рис. 2). Из виса стоя на согнутых руках, разгибая руки, перейти в вис стоя. Туловище голову держать прямо, угол наклона туловища к полу не более 45°.

3.Вис стоя согнувшись (рис. 3). Из виса стоя согнуться в тазобедренных суставах до угла 90°, рук прямые, голову держать прямо.

4.Вис стоя сзади (рис.4). Из виса стоя повернуться крутом, отпуская одну руку, и снова взяться ею за снаряд на ширине плеч хватом снизу.

5.Вис присев (рис.5). Из виса стоя на согнутых руках, разгибая руки, присесть и принять вис присев.

6.Вис присев сзади (рис. 6). Из виса стоя сзади сделать небольшой шаг вперед и присесть, не сгибая рук.

-опустить ноги на пол и принять и. п.

6.В висе на канате на прямых руках захватить канат йогами и коленями. Выполнить 2-3 раза.

7.В висе на канате с захватом его ногами, разгибая ноги, подтянуться как можно выше. Повторить 6 раз.

Б.Лазанье в три приема по канату.

Типичные ошибки: I) неправильный захват ногами; 2) при выполнении второго приема ноги проскальзывают вниз; 3) при выполнении второго приема тело недостаточно высоко подтягивается; 4) при выполнении третьего приема недостаточно высоко выполняется перехват руками; 5) не соблюдают приемы при опускании вниз.

Висы и упоры

Вис согнувшись (рис. 1) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто тазобедренных суставах примерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка наклонена к груди; руки прямые. Закончить упражнение можно переходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.

Вис утлом (рис. 2) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следующим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого разогнуть ноги в вис углом.

Вис прогнувшись выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях.

Рис. 1, 2

Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнастической стенке. Из виса стоя согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении виса прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми (не подтягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, голова несколько наклоняется назад

(рис. 3) Выполнять с помощью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.

Рис. 3

Вис на согнутых ногах и руках (рис. 4), выполняется на перекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис за весом двумя). Можно выполнить и другим способом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.

Вис на одной (рис. 5): хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая - прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес. Выполняется из виса стоя сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади, перемахом одной ногой.

Вис на одной вне (рис. 6) выполняется аналогично вису на одной (за весом), только согнутая нога находится не между руками, а снаружи.

Рис. 4 Рис. 5 Рис.6

Вис на согнутых ногах (рис. 7) выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суставах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесам двумя), опуская руки и выпрямляясь. Вначале руки опускают поочередно, а затем одновременно. При переходе из виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддерживают под спину.

Упор на брусьях (рис. 8), перекладине, брусьях р/в (рис. 9). Руки прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Обучение начинать с освоения упора на брусьях после повторения упоров на бревне и коне (III класс).

1. Из упора стоя поперек на концах брусьев прыжком в упор.

2. То же на середине.

3. Из виса стоя на перекладине, на н./ж брусьях р./в толчком двумя в упор

Рис. 7 Рис. 8 Рис.9

Комбинация упражнений в висах и упорах для контрольного урока IV классе

Перекладина (низкая)

Из виса стоя прыжком в упор - опускание вперед в вис присев - толчком ног херемах ногами под перекладиной в вис согнувшись - поочередно отпуская руки, вис на согнутых ногах - поднимая туловище вперед, вис на согнутых ногах и руках (вис замесом двумя) - разгибая ноги и опуская их назад, вис стоя сзади - отпуская руки, шагом вперед о. с.

Требования к уровню физической подготовленности учащихся IV класса в подтягивании в вис (мальчики): 5 раз и больше - высокий, 3-4 раза - средний; I раз - низкий.

Требования к уровню физической подготовленности учащихся IV класса в подтягивании из вис лежа (девочки): 18 раз и больше - высокий; 8-13 раз - средний, 4 раза и меньше - низкий.

Перекладина (низкая)

Одним из сложных элементов на перекладине является вис прогнувшись.

Техника выполнения. Из виса стоя сзади согнувшись толчком ногами принять вис согнувшие разгибаясь в тазобедренных суставах, вис прогнувшись. Тело прогнуто и находится в вертикально положении головой вниз. Руки на ширине плеч хватом сверху, ноги вместе, носки оттянуты. Голова наклонена назад.

Последовательность обучения.

1.Из виса стоя сзади повторить вис согнувшись.

2.Из виса стоя сзади согнувшись на гимнастической стенке толчком ног в вис прогнувшись (I класс).

3.Из виса стоя сзади толчком двумя в вис согнувшись на перекладине и вис прогнувшись, опуская ноги назад, вис стоя сзади и шагом вперед в о. с.

Типичные ошибки: 1) чрезмерно большой прогиб тела; 2) сгибание рук во время выполнения вис прогнувшись; 3) голова наклонена вперед.

Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой поддерживать за ноги, другой держать за запястье.

Упор ноги врозь одной (упор верхом) и соскок перемахом другой с поворотом на 90°.

Техника выполнения. Из упора перемахом одной принять упор ноги врозь (рис. 10, кадры 1-2). Те; выпрямлено, руки прямые, голова прямо, ноги широко разведены врозь: одна нога вперед, другая назад под одинаковым утлом к полу. В зависимости от того, какая нога впереди, упор носит соответствующее название. Например, упор ноги врозь правой, если правая нога впереди. Для выполнения соскока перемахом поворотом на 90°, необходимо предварительно одну руку, одноименную повороту, перехватить в хват; снизу. Ногу, вокруг которой выполняется поворот, не опускать и не сгибать (рис. 10, кадры 2-3).

Последовательность обучения

1. На бревне повторить преодоление препятствий указанным способом (IV класс).

2. Из упора, на низкой перекладине херемах в упор ноги врозь вне правой (левой) -перехвате одной руки упор ноги врозь правой (левой) - перемахом другой соскок с поворотом на 90°. 3. Из упора перемахом одной упор ноги врозь правой (левой) - перемахом левой (правой) соскок с поворотом на 90°.

Рис.10

Типичные ошибки: 1) в первой половине, когда из упора выполняют перемах вперед, сгибают ног 2) в упоре ноги врозь ноги мало разведены, туловище согнуто, голова опущена; 3) при выполнении соскока опускается нога, вокруг которой выполняется поворот; перемах делают согнутой ногой, сгибают опорную руку.

Страховка и помощь: аналогичны страховке и помощи при преодолении бревна высотой 1 м (1 класс).

1. Из виса стоя сзади толчком двумя ногами вис согнувшись - 1,0 балла. 2. Вис прогнувшись - 2 балла. 3. Вис согнувшись и перемахом согнув ноги опускание в вис присев - 0,5 балла. 4. Вис стоя прыжком в упор - 0,5 балла. 5. Перемах правой в упор ноги врозь - 3,0 балла. 6. Соскок перемахом левой с поворотом направо - 3,0 балла.

предложить следующие упражнения: с помощью принять вис на в/ж -вис согнув ноги - вис - соскок вниз. Следует отметить, что вис является основным исходным положение для выполнения многих упражнений на брусьях р/в.

Вис присев на н/ж

Техника выполнения. Это такое положение учащихся на брусьях р/в. при котором ученица висит на в/ж и носками согнутых ног опирается о н/ж (рис. 11).

Рис.11

Последовательность обучения: из виса, сгибая ноги, принять вис присев - вис согнув ноги - вис соскок вниз (Рис. 11). Страховка и помощь: стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину, другой под ноги.

Вис лежа на н/ж

Техника выполнения. В висе лежа тело должно быть прямым и немного прогнутым, голова слегка наклонена назад руки прямые, опора задней поверхностью бедер на н/ж (рис.12).

Рис.12

Последовательность обучения: в V классе вис лежа на н./ж можно принять из виса через вис приседе. Из виса лежа принять вис лежа согнувшись на н/ж, затем вис согнув ноги и вис, соскок вниз.

Вис лежа ноги врозь одной (верхом)

Техника выполнения. Вис лежа ноги врозь можно выполнить различными способами, но с учете последовательности обучения целесообразно использовать имеющийся у учащихся двигательный опыт. Поэтому лучше выполнить вис лежа правой (левой) на н/ж из виса лежа перемахом одной назад или вис присев толчком ног. В висе лежа ноги врозь пело, так же как и в висе лежа, несколько прогнуто, руки прямые, голова наклонена назад.

Упор сзади

Техника выполнения. Упор сзади наиболее удобно принять из виса лежа на н/ж. Последовательными перехватами рук за н/ж перейти в упор сзади - своеобразный сед на жерди (рис. 13).

Рис.13

Комбинация для контрольного урока

1. Из виса на в/ж вис согнув ноги- 1.0 балла.

2. Вис присев на н./ж - 1,0 балла

3. Толчком ног вис лежа ноги врозь правой- 2,5 балла.

4. Перемах левой в вис даже на в./ж- 2,0 балла.

5. Перехватом рук упор сзади- 1.5 балла

6. Махом вперед соскок с поворотом налево - 2,0 балла.

Упор сзади

Техника выполнения. Из упора перемах одной в упор ноги врозь (упор верхом) правой (левой) перемахом другой принять упор сзади (рис. 14). Руки в упоре сзади прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Предварительно повторить упор лежа сзади на полу. То же, но руки гимнастической скамейке, упор сзади на коне, бревне.

Рис.14

Брусья

Учащиеся V класса совершенствуют выполнение упоров. Для этого рекомендуются следующие упражнения.

1. В упоре провисание и поднимание тела в плечевых суставах. 2. Передвижение в упоре. Например на концах жердей прыжком принять упор и, поочередно переставляя руки, передвигаться вперед. Дойдя до другого конца жердей, соскочить. Если ученик не может дойти до конца, то соскочить внутрь брусьев: Передвижение в сочетании с поворотами.

Упор на предплечьях

Техника выполнения. Туловище и ноги составляют прямую линию, голова прямо. Кисть несколько смещена к наружи, а локоть внутрь. Между плечом и предплечьем угол 90°. Такое расположение предплечий позволяет избежать соскальзывания локтей при выполнении упражнений (рис. 15). Предварительно целесообразно изучить упор лежа и лежа сзади на предплечьях на полу, затем на брусьях научить правильному хвату кистями и расположению предплечий. После этого научить упору на предплечьях.

Рис. 15

Упор на руках

Техника выполнения. В упоре тело держат прямо без провисания в плечевых суставах. Кистями рук незначительно согнутых в локтевых суставах, обхватывают жерди, опираясь на них преимущественно снаружи (рис. 16). При выполнении упора на руках ширину жердей необходимо определять по длин предплечья. Правда, удержаться на таких жердях на первых порах нелегко, но в процессе занятий мышц плечевого пояса быстро укрепляются и данная ширина жердей становится привычной и удобной для изучения и выполнения махов. Чтобы не было больно рукам, на жерди можно надевать поролоновые прокладки. Для укрепления мышц плечевого пояса и предотвращения провисания в плечах целесообразно выполнять упоре на руках поднимание и опускание тела за счет уменьшения или увеличения угла между плечами жердями. Нормальным расположением плеч по отношению к жердям считается такое, когда угол составляет около 45°.

Рис. 16

Сед ноги врозь

Техника выполнения. Из упора махом вперед развести ноги и положить их на жерди задним поверхностями бедер. Руки прямые, опираются сзади, туловище выпрямлено, голова прямо (рис. 17). Упражнение является исходным или конечным положением для выполнения подъемов и стоек, последующих классах.

Рис. 17

Сед на бедре

Техника выполнения. Из седа ноги врозь перемахом одной принять сед на бедре (рис. 18). Ноги расположены снаружи. Одна нога, согнутая в колене, опирается всей нижней поверхностью бедра на жердь, а другая отведена назад, носки оттянуты. Голень согнутой ноги параллельна отведенной назад прямой ноге, туловище и голову держать прямо. Опору на жерди можно выполнять обеими руками ил одной рукой, другую в сторону.

Рис. 18

Комбинация для контрольного урока

1. На концах жердей прыжком упор и передвижение до середины брусьев 3,0 балла.

2.Махом ногами вперед сед ноги врозь - 2,0 балла.

3.Перемахом правой сед на правом бедре, держась правой рукой, левую в сторону-2,0 балла.

4.Хватом левой впереди правой ноги толчком правой руки соскок с поворотом направо кругом приземлиться левым боком к брусьям - 3,0 балла.

Литература

    Брыкин, А.Т. Гимнастическая терминология [Текст]. М.: – Физкультура и спорт,1968.-70 с.

    Барковский, А.С. Комплексы гимнастических упражнений для начальной школы [Текст].-2-е изд., дораб. – Минск: Нар. Асвета,1978.-62 с.

    Буц, Л.М. Для вас, девочки [Текст].-2-е изд., перераб., доп.-М.: Физкультура и спорт, 1988.- 176 с.

    Гуревич, И.А. Круговая тренировка для развития физических качеств [Текст].- 3-е изд., пер. и доп.- Минск: Высшей шк.,1985.-255 с.

    Жуков, В.Г. 650 гимнастических упражнений [Текст]. – М.: Физкультура и спорт, 1970.-88 с.

    Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методы воспитания [Текст]. - 2-е изд.-М.: Физкультура и спорт, 1970.-200 с.

    Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки [Текст].– М.: Советский спорт, 1991.-64 с.

    Лисицская, Т.С. Хореография в гимнастике [Текст]. - М.: Физкультура и спорт,1984.-176 с.

    Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике [Текст]. – М.: Физкультура и спорт, 1989. -224 с.

    Петров, П.К. Общеразвивающие упражнения на уроках гимнастики в школе [Текст]: учеб. пособие / – Ижевск: издательство УдГУ,1995.-164 с.

    Шлемин, А.М. Система подготовки юных гимнастов [Текст]: метод. пособие для студентов ГЦОЛИФИка: Материалы по программному обучению/ А.М. Шлемин, П.К. Петров.- М.: ГЦОЛИФК, 1977.- 97 с.

    Шлемин, А.М. Система подготовки юных гимнастов [Текст]: метод. пособие для студентов/ Шлемин, А.М, П.К. Петров.- М.: ГЦОЛИФК, 1977.-39 с.

СЕМИНАР № 2

«Методика обучения висам и упорам в СОШ»

1. Определение висов и упоров

2. Значение висов и упоров

3. Виды висов и упоров

4. Методика обучения висам и упорам со I по XI классы

Определение висов и упоров

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и пе­ремещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.

В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.

Упражнения в висах и упорах просты по технике, и при обучении достаточно их показать и кратко объяснить.

Для освоения и совершенствования висов и упоров на уроках гимнастики с юношами применяется материал, пройденный в предыдущих классах, а также: подъём в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь; подъём переворотом, подъём разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад. При занятиях с девушками рекомендуем толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом; равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок.

Упражнения в висах и упорах содержат и очень простые упражнения, доступные учащимся 5-6 классов, и очень сложные, доступные только старшеклассникам, и т.д.

Вшкольной программе этим видам гимнастических упражнений отведено значительное место и, чем старше ученики, тем больше насыщены этими упражнениями занятия.

Упражнения в висах и упорах приносят пользу, если они применяются с учетом физиологических особенностей организма и уровня подготовки занимающихся. Однако при плохой методике обучения результат можетбыть иным.

Висы . Простой вис является исходным положением упражнений на высокой перекладине, кольцах, канате, гимнастической лестнице и других снарядах. При висенапряжена мускулатура всего тела, но наибольшая нагрузка падает на мышцы рук, главным образом на плечевой пояс. При правильном обучении упражнения в висах оказывают положительное влияние осанку: укрепляют мышцы спины,брюшного пресса и плечевого пояса, способствуют выпрямлению кривизны позвоночника.



Лазанье. Программа пофизической культуре рекомендует несколько упражнений влазанье. Однако число их можно значительно увеличить при использовании разнообразных снарядов: гимнастической стенкой, канатами, наклонной, горизонтальной, вертикальной лестницами. Эти снаряды позволяют лазать разными способами и в любом направлении (вверх, вниз, в сторону). Лазанье с опорой ногами на различных лестницах, гимнастической стенке не требует особых усилий и полезно всем детям.

Лазанье по канату - более сложное упражнение: ученик подтягивается руками, а ногами отталкивается, вовлекая в активную работу сгибатели верхних конечностей и общий разгибатель спины. Наиболее трудно лазить по канату на одних руках. Исходное положение – висна вытянутых руках. В дальнейшем происходит чередование виса на одной руке, виса на двух руках. Для выполнения такого упражнения, нужно иметь очень сильный хват и уметь удерживать свое тело на одной согнутой руке. Это требует крайнего напряжения мускулатуры рук, плечевого пояса, спины брюшного пресса.

При лазанье на одних руках значительно труднее, чем при висах,сохранять ритмичное дыхание, лопатки отходят от позвоночника гораздо заметнее. Это упражнение не должно применяться в младших классах, а в старших его нужно вводить постепенно, по мере укрепления мускулатуры.

Упоры. Упор на снарядах - одно из самых трудных гимнастических упражнений. Чрезмерноеувлечение брусьями или конем с ручками может вызвать у неподготовленных учеников нарушение осанки. При изучении упоров нужно особенно строгособлюдать принцип постепенности. Прежде чем переходить на снаряды, необходимо освоить упражнения в смешанных упорах. К ним относятся упоры стоя и упоры лежа.

Упоры стоя. Не требуют больших усилий, тело имеет дополнительную опору, дыхание не затруднено.

Упор лежа . В этом упражнении величина мышечной работы возрастает. Сильно напряжены разгибатели головы и шеи, трехглавые мышцы плеча идругие мышцы, фиксирующие суставы. Сокращение мышц живота противодействует прогибанию туловища под влиянием силы тяжести.



Простые упоры. Самые трудные из упражнений этого, вида - упоры на параллельных брусьях: они требуют большого напряжения всех мышц. Хорошо известен факт: у новичков в простом упоре голова как бы опускается между ключицами и лопатками, при этом лопатки под давлением плечевых костей отходят от средней линии телаи поворачиваются нижним углом наружу. Условия для дыхания в упорах на снарядах такие же, как при висах.

Значение висов и упоров

Принятие различных положений в висах и упорах, уравнове­шивание тела в определенных позах связаны с тоническими со­кращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выпол­нение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляю­щее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют ди­намических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.

Различные положения тела: наклонные, вертикальные (голо­вой вниз) - положительно влияют на работу сердечнососуди­стой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражне­ний в висах и упорах связано с удержанием поз, которые тре­буют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникаю­щие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулату­ру тела, создают благоприятные условия для сохранения пра­вильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оце­нивать положения своего тела в пространстве, различать дли­тельность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет зна­чение в осуществлении ряда функций организма, начиная с со­хранения равновесия тела и кончая возникновением представ­лений о времени и пространстве. Умение выполнять упражне­ния в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво име­ет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гим­настикой.

Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, группо­вой и поточный способы организации учащихся.

Упражнения в лазанье и перелезании способствуют развитию силы мышц (особенно мышц верхних конечностей и плечевого пояса), ловкости, координации движений, выносливости и, кроме того, имеют непосредственно прикладное значение.

Упражнения в висах и упорах помогают совершенствовать способность к ориентированию в пространстве при необычных положениях тела, воспитанию ловкости, гибкости, силы рук, плечевого пояса и туловища.

Виды висов и упоров

Упражнения в лазании – это передвижение по гимнастическому снаряду в простых и смешанных висах и упорах. Для лазания можно использовать канат, шест, гимнастическая стенка и скамейка, деревянная и веревочная лестницы. Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:

ü лазание в смешанных висах или упорах;

ü лазание в простых висах или упорах;

ü лазание с остановками (завязывания на канате);

ü лазание с грузом или партнером на плечах;

ü перелазания.

Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.

Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития быстроты, ловкости, силы и выносливости. Основные упражнения:

ü переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь;

ü переползание в упоре стоя на коленях;

ü переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья;

ü переползание на боку;

ü переползание по-пластунски;

ü переползание с партнером на спине или с грузом.

Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов и различных переходов из одних положений в другие.

В упорах плечи находятся выше точек хвата, например: упор, упор на предплечьях, упор ноги врозь правой или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках упор руки в стороны на кольцах (крест).

В висах плечи расположены ниже точек хвата, например: вис, вис прогнувшись, вис согнувшись.

Как упоры, так и висы делятся на простые и смешанные. В простых упорах или висах гимнаст держится за снаряд только руками (реже только ногами). При использовании дополнительной опоры другими звеньями тела висы или упоры называются смешанными. К ним относятся, например, вис присев, вис лежа, лежа ноги врозь, упор стоя.

Упражнения в чистом висе . При чистых висах вся нагрузка при выполнении упражнений осуществляется мышечными группами верхних конечностей и корпуса. Другими словами, тяжесть тела преодолевается работой ограниченных мышечных групп, имеющих непосредственное отношение к движениям грудной клетки. Чистые висы применяются в целях укрепления и растяжения мышц рук и плечевого пояса, развития объема движений в суставах верхних конечностей, разгрузки позвоночника и его вытяжения и в некоторых других случаях, если нет противопоказаний со стороны сердечно­сосудистой системы. Использование чистых висов в большей степени имеет место при достаточно хорошем физическом развитии. После упражнения в чистом висе необходимо применить упражнения на расслабление работавших мышечных групп или дыхательные с целью снижения общей физической нагрузки.

Смешанные висы и упоры. Смешанные висы в отличие от чистых осуществляются с участием мышечных групп рук, ног и корпуса при обязательном захвате снаряда руками и опорой ног. При помощи упражнений в смешанных висах можно успешно укреплять мышцы рук, ног и корпуса, развивать движения в суставах конечностей и позвоночника, избирательно увеличивать физическую нагрузку на различные мышечные группы и удачно сочетать ритм движений с дыханием.

Упоры, так же как и висы, могут быть разбиты на чистые и смешанные.

Чистый упор - упор на спинки стульев, кроватей и др. - имеет применение преимущественно при травмах нижних конечностей.

Смешанные упоры имеют частое применение. В отличие от висов, укрепляющих сгибатели, упоры развивают силу разгибателей.

Упражнения на гимнастических снарядах (на гимнастической стенке, скамейке, кольцах и др.). Обеспечивают преимущественно изолированное воздействие на отдельные сегменты опорпо-двигательного аппарата, на функцию внутренних органов, вестибулярную функцию и т. д. Упражнения на гимнастических снарядах в форме висов, упоров, подтягиваний, характеризуются большой интенсивностью как местного, так и общего действия

I КЛАСС

Учащиеся I класса осваивают лазанье по наклонно поставлен­ной скамейке, по гимнастической стенке, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке, перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье и перелезание свя­заны с преодолением препятствий и имеют прикладное значе­ние. Упражнения в лазанье и перелезаний - это активные дви­гательные действия, при выполнении которых в работу включа­ются все звенья двигательного аппарата. Кроме того, обеспечи­вается общее физическое воздействие на большое количество мышечных групп, что важно для развития силы, скоростной си­лы и ловкости, а также воспитания смелости и уверенности в своих действиях. Наличие большого разнообразия приемов в лазанье по различным гимнастическим снарядам (наклонно по­ставленным гимнастическим скамейкам, гимнастической стен­ке, канатам, шестам), перелезание через гимнастическое брев­но, коня, горку матов делают эти упражнения доступными для Учащихся всех возрастных групп. На занятиях основной гимна­стикой в младших классах упражнения в лазанье проводятся в смешанных упорах и висах. Лазанье в смешанных упорах и ви­сах гораздо легче, нежели на одних руках, так как при выпол­нении лазанья в смешанных висах в работе принимают участие руки, ноги и мышцы туловища. Учитывая трудность упражне­ний в лазании, необходимо проводить их, начиная с простых приемов, таких как лазание по наклонно поставленным гимна­стическим скамейкам, гимнастической стенке, наклонно и го­ризонтально подвешенным канатам, а затем уже переходить к изучению приемов лазания по вертикальному канату.

II КЛАСС

Комплексной программой для учащихся II класса предусмот­рено лазанье по наклонной скамейке в упоре присев и упоре стоя на коленях (скамейки ставятся под углом 40°); лежа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одно­временным перехватом рук и перестановкой ног, перелезание через гимнастическое бревно на высоте 60 см. Со II класса уча­щиеся приступают к освоению висов и упоров: упражнения в висе стоя и лежа; в висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног; вис на согнутых руках; упражнения в упоре ле­жа и стоя на коленях и упоре (на коне, бревне, гимнастической скамейке); подтягивание в висе лежа согнувшись, то же из се­да ноги врозь на канате и в висе.

Упражнения в лазанье во II классе отличаются от таких же в первом тем, что усложняются условия их выполнения. Так, на­пример, лазанье осуществляется уже по скамейкам, установ­ленным под углом 40°. Лазанье по гимнастической скамейке, подтягиваясь лежа на животе, также выполняется по наклонно поставленным скамейкам. Лазанье по гимнастической стенке выполняется с одновременным перехватом рук и перестановкой ног. Добавляется лазанье по диагонали, а также лазанье в сто­рону скрестными шагами. Усложняются и условия выполнения перелезаний. В этом классе учащимся необходимо научиться перелезать через гимнастическое бревно высотой 60 см. Перелезанию через бревно можно учить двумя способами:

1. Перелезание поочередно перенося ноги (рис. 117).

2. Перелезание, опираясь руками и ногами (рис. 118).

Со II класса учащиеся начинают осваивать смешанные висы стоя и лежа. Но перед обучением висам их необходимо ознако­мить со способами хватов. Упражнения в висах выполняются хватом сверху (рис. 119,а), снизу (рис. 119, б) и разным хватом (рис. 119, в).

Способы хватов можно изучить фронтально всем классом с помощью гимнастических палок.


Висы стоя

3. Вис стоя согнувшись (рис. 122). Из виса стоя согнуться в тазобедренных суставах до угла 90°, руки прямые, голову дер­жать прямо.

4. Вис стоя сзади (рис. 123). Из виса стоя повернуться кругом, отпуская одну руку, и снова взяться ею за снаряд на ширине плеч хватом снизу.

5. Вис присев (рис. 124). Из виса стоя на согнутых руках, раз­гибая руки, присесть и принять вис присев.

6. Вис присев сзади (рис. 125). Из виса стоя сзади сделать не­большой шаг вперед и присесть, не сгибая рук.

1. Вис лежа (рис. 126). Выполняется из виса на согнутых руках поочередным или одновременным переставлением ног впе­ред. Угол наклона тела к полу менее 45°. Плечи должны быть почти в вертикальной плоскости под перекладиной (жердью брусьев).

2. Вис лежа согнувшись (рис. 127). Из виса лежа согнуться в тазобедренных суставах и принять вис лежа согнувшись.

3. Вис лежа сзади (рис. 128). Из виса присев сзади, передви­гая ноги назад, принять вис лежа сзади.

Висы (простые)

1. Вис (рис. 129).Руки, туловище и ноги составляют прямую линию. В положении виса тело держать прямо, мышцы плече­вого пояса умеренно напряжены, живот подтянут. Вначале по­ложение виса изучают на гимнастической стенке, где упражне­ние могут выполнять одновременно 10-15человек. Вис можно выполнять как спиной к стенке, так и лицом к ней. При выпол­нении виса спиной к стенке необходимо следить за тем, чтобы ученики касались ее затылком, лопатками, ягодицами, икро­ножными мышцами и пятками, а при выполнении виса лицом к стенке - грудью, животом, бедрами и носками.

2. Вис на согнутых руках (рис. 130). Из виса стоя на согнутых руках на гимнастической стенке на первой или второй рейке, опуская ноги, принять вис на согнутых руках. На снарядах вис на согнутых руках можно принять из виса стоя: слегка отталки­ваясь ногами и сгибая руки, повиснуть на согнутых руках и
кратковременно зафиксировать это положение.

4. Вис согнув ноги (рис. 131). Из виса присев оттолкнуться ногами, согнуть их в коленях и кратковременно зафиксировать это положение.

Начиная со II класса, ученики общеобразовательной школы должны выполнять нормативы по физической подготовленно­сти в подтягивании. Мальчики выполняют подтягивание на пе­рекладине из виса, а девочки из виса лежа. Так как принятие нормативов является своеобразным тестированием, то при этом необходимо придерживаться определенных требований к вы­полнению этих упражнений.

Упражнения в висах

1. Вис спиной к гимнастической стенке - вис согнув одну но­гу - вис - вис согнув другую - вис.

2. Вис - вис согнув ноги - вис.

3. Вис ноги врозь - вис.

III КЛАСС

В III классе учащиеся продолжают совершенствоваться в ла­занье по наклонно поставленным скамейкам под углом 45-50° и особенно в лазанье лежа на животе, подтягиваясь руками, в упоре лежа. Основное упражнение в лазанье, которым должны овладеть ученики III класса, это лазанье по канату в висе на со­гнутых руках с захватом ногами каната, а также перелезание через бревно, коня высотой 90 см. Кроме того, совершенствует­ся выполнение упражнений в простых и смешанных висах и упорах в различных комбинациях.

Упражнения в висах и упорах

1. Вис - вис согнув ноги - вис. Выполнить 5-6 раз.

2. Вис на согнутых руках - опускание в вис за 6-8 с. Выпол­нить 2-3 раза.

3. Подтягивание в висе (мальчики).

4. Из упора стоя прыжком упор на коне, бревне (держать 2-3 с) - махом назад соскок. Повторить 5-6 раз.

5. Из упора стоя на коне, бревне прыжком упор - упор ноги врозь - упор и соскок махом назад.

Требования к уровню физической подготовленности учащих­ся III класса в подтягивании в висе (мальчики): 5 раз и боль­ше - высокий; 3-4 раза - средний; 1 раз - низкий.

Требования к уровню физической подготовленности учащих­ся III класса в подтягивании из виса лежа (девочки): 16 раз и больше - высокий; 7-11 раз - средний; Зраза и меньше - низ­кий.

IV КЛАСС

В IV классе начинается обучение лазанью по канату в три приема, продолжается совершенствование навыков перелезания через препятствия. Учащиеся осваивают новые виды висов и упоров, таких, как вис согнувшись и прогнувшись, вис на со­гнутых ногах и руках (вис завесом на двух), вис углом, продол­жают повышать физическую подготовку за счет подтягиваний и подниманий ног в висе.

Преодоление препятствий

Задача обучения состоит в том, чтобы научить детей умению использовать изученные способы перелезания в более сложных условиях. Для решения этой задачи увеличивается высота сна­ряда, усложняется техника преодоления препятствий, исполь­зуются полосы препятствий. Комбинации упражнений для пре­одоления полосы препятствий вначале должны быть простыми и состоять из 2-3 элементов. Например, пройти по рейке гимна­стической скамейки, перепрыгнуть через другую, перелезть че­рез бревно высотой 80-100 см одним из способов, изученных в III классе. Следующий вариант может быть таким: пройти 5 м на носках, руки за головой, пробежать по гимнастической ска­мейке, влезть по гимнастической стенке до пятой рейки и прой­ти приставными шагами влево по всей гимнастической стенке, сойти на пол, пробежать 5 м и прыгнуть в обруч, пройти 3 м и перелезть через бревно.

Можно подготовить и такую полосу препятствий. Около крайних пролетов гимнастической стенки ставят две скамейки поперек, на расстоянии 2 м от концов скамеек устанавливают бревно высотой 1 м; в 3 м от бревна устанавливают стойки для прыжков и натягивают веревочку на высоте 60 см (рис. 146).

Преодоление полосы препятствий начинают двое учеников от исходной линии в 2 м от средних пролетов гимнастической стенки. По команде учителя они подбегают к стенке, влезают до верхней рейки, один передвигается вправо, другой влево до крайних пролетов и, спустившись вниз, проходят по скамейке, руки за голову, соскакивают и подбегают к бревну, перелезают через него любым способом, бегут и перепрыгивают через вере­вочку, обегая справа и слева стойки и бревно, возвращаются на свои места. Полосы препятствий могут быть самые различные в зависимости от задачи урока и соответствующих условий.

Для полос препятствий можно широко использовать обручи, набивные мячи, булавы и другие снаряды.

Висы и упоры

Вис согнувшись (рис. 147) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах при­мерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка накло­нена к груди, руки прямые. Закончить упражнение можно пе­реходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.

Вис углом (рис. 148) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следую­щим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого ра­зогнуть ноги в вис углом.

Вис прогнувшись (рис. 149) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях.

Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнасти­ческой стенке. Из виса стоя сзади согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении ви­са прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми (не под­тягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, го­лова несколько наклоняется назад (рис. 150). Выполнять с помо­щью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.

Вис на согнутых ногах и руках (рис. 151)выполняется на пе­рекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сги­бая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис завесом двумя). Можно выполнить и другим спосо­бом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.

Вис на одной (рис. 152): хват на ширине плеч, одна нога, со­гнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая - прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голо­ва слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес. Выпол­няется из виса стоя сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади, перемахом одной ногой.

Вис на одной (рис. 153) выполняется аналогично вису на одной (завесом), только согнутая нога находится не между рука­ми, а снаружи.

Вис на согнутых ногах (рис. 154) выполняется на переклади­не и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрям­лено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суста­вах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесом двумя), опуская руки и выпрямляясь. Вначале ру­ки опускают поочередно, а затем одновременно. При переходе из виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддержива­ют под спину.

Упор на брусьях (рис. 155), перекладине, брусьях р/в (рис. 156). Руки прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Обучение начинать с освоения упора на брусьях после повторения упоров на бревне и коне (IIIкласс).

1. Из упора стоя поперек на концах брусьев прыжком в упор.

2. То же на середине.

3. Из виса стоя на перекладине, на н/ж брусьях р/в толчком двумя в упор

На гимнастической стенке

1. Лицом к стенке вис на согнутых руках, держать 5-6 с. Пау­за 8-10 с и еще раз повторить.

2. Из виса на верхней рейке поочередными перехватами рук опускание вниз.

3. Из виса спиной к стенке поднимание согнутых ног. Повто­рить 5-6 раз.

4. То же, но удержание согнутых ног и разгибание их вперед в вис углом и медленное опускание в вис.

На гимнастической скамейке

1. Вупоре лежа, руки на скамейке, сгибание и разгибание Рук (мальчики - 8-10 раз, девочки - 5-6 раз).

2. В упоре лежа сзади сгибание и разгибание рук (мальчи­ки - 5-6 раз, девочки - 3-4 раза).

3. Из упора лежа, руки на скамейке, покрытой матом, толч­ком ног в упор присев и прыжок вперед в положение правиль­ного приземления.

Перекладина (низкая)

Из виса стоя прыжком в упор - опускание вперед в вис при­сев - толчком ног перемах ногами под перекладиной в вис со­гнувшись - поочередно отпуская руки, вис на согнутых но­гах - поднимая туловище вперед, вис на согнутых ногах и ру­ках (вис завесом двумя) - разгибая ноги и опуская их назад, вис стоя сзади - отпуская руки, шагом вперед о. с.

Требования к уровню физической подготовленности учащих­ся IV класса в подтягивании в висе (мальчики): 5 раз и боль­ше - высокий, 3-4 раза - средний; 1 раз - низкий,

Требования к уровню физической подготовленности учащих­ся IV класса в подтягивании из виса лежа (девочки): 18 раз и больше - высокий; 8-13 раз - средний, 4 раза и меньше - низ­кий.

V КЛАСС

Начиная с V класса, усиливается дифференцированный под­ход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, упражне­ний, их дозировке. Мальчики для выполнения висов и упоров используют перекладину и брусья, а девочки - брусья р/в. Все учащиеся V класса продолжают совершенствоваться в лазанье по канату в три приема и упражнениях в смешанных и простых висах и упорах. Мальчики на перекладине осваивают вис со­гнувшись и прогнувшись, перемахи ногами, упор ноги врозь правой (левой), из упора ноги врозь правой (левой) соскок пере­махом одной вперед с поворотом налево (направо). На брусь­ях - разновидности упоров (упор на предплечьях, руках) и Се­дов (сед ноги врозь, сед на бедре).

Девочки на брусьях р/в осваивают вис на в/ж, вис присев и лежа на н/ж, вис лежа ноги врозь правой (левой), упор сзади.

И мальчики и девочки продолжают работу по улучшению фи­зической подготовленности, используя для этого подтягивание и поднимание прямых ног в висе (мальчики) и подтягивание из виса лежа (девочки).

Перекладина (низкая)

Одним из сложных элементов на перекладине является вис прогнувшись (см. рис. 135, IV класс).

Техника выполнения. Из виса стоя сзади согнувшись толч­ком ногами принять вис согнувшись, разгибаясь в тазобедрен­ных суставах, вис прогнувшись. Тело прогнуто и находится в вертикальном положении головой вниз. Руки на ширине плеч хватом сверху, ноги вместе, носки оттянуты. Голова наклонена назад.

I. Брусья

Учащиеся V класса совершенствуют выполнение упоров. Для этого рекомендуются следующие упражнения.

1. В упоре провисание и поднимание тела в плечевых суста­вах.

2. Передвижение в упоре. Например, на концах жердей прыж­ком принять упор и, поочередно переставляя руки, передвигать­ся вперед. Дойдя до другого конца жердей, соскочить. Если уче­ник не может дойти до конца, то соскочить внутрь брусьев.

3. Передвижение в сочетании с поворотами.

Упор на предплечьях

Техника выполнения. Туловище и ноги составля­ют прямую линию, голова прямо. Кисть несколько смещена кнаружи, а локоть внутрь. Между плечом и предплечьем угол 90°. Такое расположение предпле­чий позволяет избежать соскальзывания локтей при выполнении упражнений (рис. 158). Предваритель­но целесообразно изучить упор лежа и лежа сзади на предплечьях на полу, затем на брусьях научить пра­вильному хвату кистями и расположению предпле­чий. После этого научить упору на предплечьях.

Упор на руках

Техника выполнения. Вупоре тело держат прямо без прови­сания в плечевых суставах. Кистями рук, незначительно согну­тых в локтевых суставах, обхватывают жерди, опираясь на них преимущественно снаружи (рис. 159). При выполнении упора на руках ширину жердей необходимо определять по длине пред­плечья. Правда, удержаться на таких жердях на первых порах нелегко, но в процессе занятий мышцы плечевого пояса быстро укрепляются и данная ширина жер­дей становится привычной и удобной для изуче­ния и выполнения махов. Чтобы не было больно рукам, на жерди можно надевать поролоновые прокладки. Для укрепления мышц плечевого поя­са и предотвращения провисания в плечах целесо­образно выполнять в упоре на руках поднимание и опускание тела за счет уменьшения или увеличе­ния угла между плечами и жердями. Нормальным расположением плеч по отношению к жердям считается такое, когда угол составляет около 45°.

Техника выполнения. Из седа ноги врозь пере­махом одной принять сед на бедре (рис. 161). Но­ги расположены снаружи. Одна нога, согнутая в колене, опирается всей нижней поверхностью бедра на жердь, а другая отведена назад, носки от­тянуты. Голень согнутой ноги параллельна отве­денной назад прямой ноге, туловище и голову держать прямо. Опору на жерди можно выполнять обеими рука­ми или одной рукой, другую в сторону.

Вис на в/ж

С упражнениями в висах учащиеся ознакомились еще во II классе, где они освоили вис на гимнастической стенке. Разли­чие состоит в том, что, в висе на в/ж тело не зафиксировано, а свободно. Для совершенствования виса можно предложить сле­дующие упражнения: с помощью принять вис на в/ж - вис со­гнув ноги - вис - соскок вниз. Следует отметить, что вис яв­ляется основным исходным положением для выполнения мно­гих упражнений на брусьях р/в.

Вис присев на н/ж

Техника выполнения.

Последовательность обучения: в V классе вис лежа на н/ж можно принять из виса через вис присев. Из виса лежа принять вис лежа со­гнувшись на н/ж, затем вис согнув ноги и вис, соскок вниз.

Вис лежа ноги врозь одной (верхом)

Упор сзади

Техника выполнения. Упор сзади наиболее удоб­но принять из виса лежа на н/ж. Последовательны­ми перехватами рук за н/ж перейти в упор сзади - своеобразный сед на жерди (рис. 165).

Вис лежа на н/ж

Техника выполнения. В висе лежа тело должно быть прямым и немного прогнутым, го­лова слегка наклонена назад, руки прямые, опора задней поверхностью бедер на н/ж (рис. 163).

Последовательность обучения: в V классе вис лежа на н/ж можно принять из виса через вис присев. Из виса лежа принять вис лежа со­гнувшись на н/

1. Вис (рис. 129). Руки, туловище и ноги составляют прямую линию. В положении виса тело держать прямо, мышцы плече­вого пояса умеренно напряжены, живот подтянут. Вначале по­ложение виса изучают на гимнастической стенке, где упражне­ние могут выполнять одновременно 10-15 человек. Вис можно

выполнять как спиной к стенке, так и лицом к ней. При выпол­нении виса спиной к стенке необходимо следить за тем, чтобы ученики касались ее затылком, лопатками, ягодицами, икро­ножными мышцами и пятками, а при выполнении виса лицом к стенке - грудью, животом, бедрами и носками.

2. Вис на согнутых руках (рис. 130). Из виса стоя на согнутых руках на гимнастической стенке на первой или второй рейке, опуская ноги, принять вис на согнутых руках. На снарядах вис на согнутых руках можно принять из виса стоя: слегка отталки­ ваясь ногами и сгибая руки, повиснуть на согнутых руках и кратковременно зафиксировать это положение.

3. Вис согнув ноги (рис. 131). Из виса присев оттолкнуться ногами, согнуть их в коленях и кратковременно зафиксировать это положение.

Начиная со II класса, ученики общеобразовательной школы должны выполнять нормативы по физической подготовленно­сти в подтягивании. Мальчики выполняют подтягивание на пе­рекладине из виса, а девочки из виса лежа. Так как принятие нормативов является своеобразным тестированием, то при этом необходимо придерживаться определенных требований к вы­полнению этих упражнений.

Подтягивание из виса на перекладине (мальчики)

Техника выполнения. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми.

Требования к уровню физической подготовленности: 4 раза и больше - высокий; 2-3 раза - средний; 1 раз - низкий.

Подтягивание из виса лежа (девочки)

Техника выполнения. Выполняется на низкой перекладине или н/ж брусьев разной высоты. Ученица берется за переклади­ну хватом сверху, при этом перекладина должна находиться на уровне подложечной ямы, затем, постепенно переставляя ноги вперед и оставляя руки согнутыми, выпрямляет полностью те­ло. После этого разгибает руки, причем стопы остаются на мес­те, ноги слегка согнуты в коленях. Подтягивание считается вы­полненным, если подбородок поднимается до уровня кистей.

Требования к уровню физической подготовленности: 12 раз и больше - высокий; 4 раза - средний; 2 раза - низкий.

В целях подготовки к выполнению нормативов целесообраз­но на уроках выполнять подтягивания из виса лежа согнувшись на перекладине и из седа ноги врозь на канате, а также в висе с помощью. Определенный эффект в этом плане дают упражне­ния в уступающем режиме. Например, из виса на согнутых ру­ках медленное возвращение в вис или в вис стоя, толчком ног снова вис на согнутых руках и возвращение в и. п. Для укреп­ления мышц брюшного пресса рекомендуется выполнять сгиба­ние и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.

Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне)

    Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 132) мож­но выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положени­ем уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим ска­мейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.

    Упор стоя на коленях (рис. 133) или упор стоя на одном ко­лене, другую ногу назад (рис. 134).

    Упор лежа (рис. 135) может выполняться на полу, гимна­стической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.

    Упор лежа сзади (рис. 136) выполняется из упора сидя сза-

ди спиной к гимнастической скамейке. Разгибая руки и вы­прямляясь в тазобедренных суставах, принять упор лежа сзади. Простейший вариант - на полу.

5. Упор лежа боком (рис. 137) выполняется на полу, на гим­настической скамейке, бревне, коне.

    Упор стоя (рис. 138) - наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стен­ка, конь, козел, бревно).

    Упоры (рис. 139) выполняются на коне, козле, бревне. В от­личие от смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления уп­ражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующие связки.

Упражнения в смешанных висах

    Вис стоя - вис присев.

    Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя на со­гнутых руках.

    Вис лежа - вис лежа согнувшись - вис лежа.

    Вис стоя на согнутых руках - вис присев - вис стоя - вис стоя на согнутых руках.

    Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя сзади - вис присев сзади.

Упражнения в смешанных упорах

    Упор стоя - упор стоя на согнутых руках - упор стоя.

    Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - сгибая но­ги, сед на пятках - упор лежа.

    Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - поочеред­ное переставление ног вперед - упор присев, ноги на полу, ру­ки на скамейке - обратное движение ног - упор лежа.

    Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - толчок двумя - упор присев, ноги на полу перед скамейкой, руки на скамейке - толчок двумя - упор лежа.

Упражнения в смешанных висах и упорах

1. Упор стоя, руки на уровне груди - вис присев - упор стоя.

2. Упор стоя, руки на уровне груди - упор стоя согнув­ шись - упор присев - упор стоя.